"Хитрые" ходы не помогут избежать ответственности за "нецелевку" средств ОМС

Установленное Законом № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании ограничение не позволяет медорганизациям приобрести за счет средств ОМС основные средства стоимостью дороже 100 тыс. рублей за единицу. Но более чем за 10 лет, прошедших с начала действия этой нормы, указанная сумма в определенной степени обесценилась, и в пределах 100 тыс. руб. уже не купить того, что было возможно раньше (Постановление Первого ААС от 19 мая 2022 г. № 01АП-2502/22).  Вот и идут медорганизации на не всегда законные способы приобретения дорогостоящего имущества за счет страховых средств, например, путем дробления цены или покупки оборудования отдельными частями. ТФОМСы квалифицируют такие расходы как нецелевые, а суды...Установленное Законом № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании ограничение не позволяет медорганизациям приобрести за счет средств ОМС основные средства стоимостью дороже 100 тыс. рублей за единицу. Но более чем за 10 лет, прошедших с начала действия этой нормы, указанная сумма в определенной степени обесценилась, и в пределах 100 тыс. руб. уже не купить того, что было возможно раньше (Постановление Первого ААС от 19 мая 2022 г. № 01АП-2502/22).

Вот и идут медорганизации на не всегда законные способы приобретения дорогостоящего имущества за счет страховых средств, например, путем дробления цены или покупки оборудования отдельными частями. ТФОМСы квалифицируют такие расходы как нецелевые, а суды рассматривают подобные действия медорганизаций как попытку обойти закон. Примеров подобных судебных разбирательств немало, в частности:

Очередное судебное решение продолжит этот список...

Больница обратилась в суд, не согласившись с результатами проверки ТФОМС. Ревизоры признали нецелевым использование почти 350 тыс. руб из средств ОМС. Учреждение на эти деньги купило дорогостоящее основное средство – сервер. Больница претензии проверяющих сочла беспочвенными, утверждая, что по сути куплены несколько разных объектов: в спецификации, накладной и счете-фактуре отдельно перечислены комплектующие объекта (сервер, внешний оптический привод, клавиатура, мышь, источник бесперебойного питания и пр.), и стоимость каждого из них не превышает 100 тыс. руб. И использовать их учреждение якобы намеревалось раздельно.

Но суды двух уровней это не убедило. Предмет контракта не предусматривал покупку комплектующих по отдельности, как это делается, например, для восстановительного ремонта имеющегося оборудования. Приобретена полноценная единица товара - сервер в комплекте. Стоимость объекта оплачена одним платежным поручением. На учет поставлен единый инвентарный объект - сервер с комплектующими. Выводы ТФОМС о "нецелевке" правомерны и обоснованны. Средства придется вернуть Фонду плюс уплатить штраф.

У учреждения остается совсем немного времени на обжалование данного решения в кассационный суд.

Источник: Система ГАРАНТ

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2022 г. № 01АП-2502/22 по делу № А43-41882/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года 

Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 года

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н., 

судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница № 35 Советского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2022 года по делу А43-41882/2021, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница № 35 Советского района г. Нижнего Новгорода" о признании незаконным и подлежащим отмене требования директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области №14 от 21 декабря 2021 года о выплате заявителем в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области суммы в размере 348 824,39 рублей и штрафа в размере 34882,44 рублей 

при участии: 

от заявителя – не явились, извещены 

от ответчика – Михеева В.В. по доверенности от 10.01.2022 № 6 сроком действия по 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 25.12.2006 № ВСГ 0075264 

УСТАНОВИЛ: 

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская больница №35 Советского района г.Нижнего Новгорода" (далее - заявитель, ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода) с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене требования директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее – ответчик, ТФОМС Нижегородской области) от 21 декабря 2021 года №14 о выплате заявителем в пользу ТФОМС Нижегородской области суммы в размере 348 824,39 рублей и штрафа в размере 34 882,44 рублей. 

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2022 года в удовлетворении заявленных ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода требований отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. 

ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода считает вынесенное решение суда об отказе в удовлетворении требований незаконным и необоснованным в связи с неполным исследованием доказательств по делу, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, совершенные ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода действия по приобретению за счет средств фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 рублей за единицу, не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а являются всего лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена. 

ТФОМС Нижегородской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. 

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения. 

В судебное заседание представители заявителя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда. 

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя. 

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего. 

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". 

Как следует из материалов дела, Территориальным фондом ОМС в срок в срок с 01.12.2021 по 21.12.2021 проведена комплексная проверка использования средств ОМС в ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода. 

Проверяемый период: с 01.10.2019 по 30.09.2021 (кассовые операции и операции с безналичными денежными средствами по 01.12.2021 включительно). 

Актом комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода за № 98 от 21.12.2021 (далее - Акт) установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 348 824,39 рублей, поскольку в нарушение пункта 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 186 Правил ОМС и 3 раздела Тарифного соглашения в 2019 году ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода произведена оплата за счет средств ОМС в сумме 348 824,39 рублей за основное средство - сервер в комплекте в количестве 1 шт. стоимостью свыше 100 000,00 рублей за единицу товара. Основное средство (сервер в комплекте) приобретено по контракту № 50-19 (далее - Контракт), заключенному с ООО «Протос-НН» 18.11.2019 на сумму 348 824,39 рублей. В соответствии со спецификацией (приложение № 1 к Контракту) в комплект, цена за единицу которого составляет 348 824,39 рублей, входят: сервер в комплекте, внешний оптический привод DVD-RW, клавиатура USB, мышь USB, источник бесперебойного питания, эксплуатационная документация на русском языке. Указанная сумма полностью оплачена за счет средств ОМС платежным поручением от 16.12.2019 № 2409. За использование не по целевому назначению средств ОМС согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ подлежит уплате штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 34 882, 44 рублей. (л.д.94-96). 

21 декабря 2021 ТФОМС Нижегородской области выдал ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода требование №14, в соответствии с которым установлено, что согласно части 9 статьи 39 Федерального закона №326-ФЗ средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 348 824,39 рублей, и штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 34882,44 рублей подлежат возврату в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования о взыскании от 21.12.2021 № 14. 

Не согласившись с требованием о взыскании №14 от 21.12.2021, ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием. 

По мнению заявителя, ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода не нарушало п.7 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" при приобретении на электронном аукционе сервера в комплекте, поставленного по контракту №50-19 от 18.11.2019 за счет средств ОМС, поскольку закупленный сервер в комплекте представляет из себя набор обособленных элементов, которые являются самостоятельными объектами и могут использоваться как совместно единым комплектом, так и раздельно. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные ТФОМС Нижегородской области расходы правомерно признаны нецелевыми в полном объеме стоимости основных средств, что в соответствии с части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ влечет наложение штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем, оспариваемое требование о взыскании с ГБУЗ НО «Городская Больница № 35» средств ОМС, использованных не по целевому назначению №14 от 21.12.2021, является законными и обоснованными, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления деятельности. 

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения. 

В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда. 

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. 

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС, и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном Федеральным законом порядке. 

На основании части 6 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС. 

Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, которым в силу части 2 статьи 41 Федерального закона № 326-ФЗ должны руководствоваться медицинские организации и страховые медицинские организации, определен в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее - Правила ОМС). 

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении ОМС, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств. 

Частью 5 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС. 

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ базовая программа ОМС представляет собой составную часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. 

Базовая программа ОМС определяет, в частности, виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ). 

Кроме этого, в базовой программе ОМС устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. 

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий. 

В свою очередь, территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ). 

Территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ). 

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2018 № 914 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. 

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2018 № 914 ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2019 год. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 326-ФЗ. 

Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений, предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС. 

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ. 

Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2019 год заключено в г.Нижнем Новгороде 21.12.2018 (далее - Тарифное соглашение). 

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. 

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 326- ФЗ). По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. 

В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. 

В части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. 

В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. 

Осуществление контроля за использованием медицинскими организациями средств ОМС производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» (далее - Порядок осуществления контроля). 

Статьей 41 Федерального закона № 326-ФЗ определен порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. 

В соответствии с пунктом 32 Порядка осуществления контроля периодичность проведения плановых комплексных проверок использования средств ОМС медицинскими организациями устанавливается не чаще чем 1 (Один) раз в год. 

Основанием для проведения проверки в соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления контроля является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, численный и персональный состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки, форму проверки (выездная или документарная (камеральная)), проверяемый период. 

Согласно пункту 42.3 Порядка осуществления контроля, при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием о возврате медицинской организацией средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ. 

В силу части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. 

Аналогичные положения, ограничивающие приобретение основных средств стоимостью более, чем сто тысяч рублей за единицу, закреплены в подпункте 1 пункта 186 Правил ОМС, а также в пункте 3 Тарифного соглашения. 

Согласно пункта 7 письма Минздрава России от 21.12.2018 №11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в соответствии с законодательством об ОМС расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в части капитального ремонта и проектно- сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу и иные расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от № 326-ФЗ, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. 

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. 

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. 

В рассматриваемом случае судом установлено, что ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода по контракту № 50-19 от 18.11.2019 приобретен сервер в комплекте (л.д.86-91). 

В соответствии со спецификацией (приложение № 1 к Контракту) в комплект, цена за единицу которого составляет 348 824,39 рублей, входят: сервер в комплекте, внешний оптический привод DVD-RW, клавиатура USB, мышь USB, источник бесперебойного питания, эксплуатационная документация на русском языке (л.д.91 оборот). 

Указанная сумма полностью оплачена за счет средств ОМС по платежному поручению от 16.12.2019 № 2409 (л.д.94). 

Приобретенное основное средство стоимостью 348 824,39 рублей - сервер в комплекте, согласно инвентарной карточке учета нематериальных активов №ВА0000003538, ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода учитывает как единый инвентарный объект (Компьютер РОСС с комплектующими - внешний оптический привод, клавиатура, мышь), поставленный на бухгалтерский учет на источник финансирования - «средства территориального фонда обязательного медицинского страхования» (л.д.96). 

Номер счета в инвентарной карточке учета нематериальных активов №ВА0000003538 указан как 09017700000000000.7.101.24.310. 

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" код №7 - средства по обязательному медицинскому страхованию. 

Таким образом, оплата за приобретенные основные средства - сервер в сборе по контракту № 50-19 от 18.11.2019, произведена ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода за счет средств ОМС полностью, на сумму более ста тысяч рублей. 

Доводы заявителя о том, что комплектующие приобретенного сервера могут эксплуатироваться как в сборе, так и по отдельности, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку целью Контракта являлось приобретение полноценной единицы основных средств, готовой к эксплуатации - сервера в комплекте, а не приобретение ряда отдельных комплектующих для компьютерной техники. 

В данном случае Контрактом от 18.11.2019, заключенным между ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода и ООО «Протос-НН», предусмотрены положения, предусматривающие описание и комплектность товара в сборе. 

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Контракта поставщик обязуется поставить сервер в сборе (Товар) по номенклатуре, качеству, цене за единицу Товара, согласно спецификации (Приложение № 1 к Контракту), которой определяется номенклатура Товара и его количество. 

Спецификация (приложение № 1 к Контракту) содержит в себе описание одной единицы товара, состоящей из следующих комплектующих, не имеющих самостоятельного товарного значения: сервер в комплекте, внешний оптический привод DVD-RW, клавиатура USB, мышь USB, источник бесперебойного питания, эксплуатационная документация на русском языке в комплект. Цена за единицу товара соответствует указанной в Контракте - 348 824,39 рублей. 

Таким образом, спецификация соответствует предмету Контракта и не содержит разбивки на некие иные составные части с отдельной стоимостью, не соответствующей контрактной цене за единицу товара. 

Предмет контракта не предусматривает покупку комплектующих по отдельности (как, например, для восстановительного ремонта иных устройств), а именно сервер в сборе - не как совокупность элементов для последующей сборки либо раздельной эксплуатации, а как готовая единица компьютерной техники. 

Счет-фактура и товарная накладная, на которые ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода ссылается как на доказательство отдельной стоимости каждой единицы комплектующих частей сервера, приложениями к Контракту не являются, в связи с чем приведенный в них перечень комплектующих, как и упоминание их отдельной номинальной стоимости не могут быть отнесены к условиям Контракта, заключенного в порядке закона № 44-ФЗ. 

Товарная накладная является первичным сопроводительным документом для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей. 

Счет-фактура, согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров. 

Ни один из перечисленных документов не может менять условий Контракта либо уточнять их в какой-либо части. 

Сопроводительный характер указанных первичных документов допускает применение в них номенклатуры склада поставщика при согласии представителя грузополучателя, однако без изменения согласованных договором свойств предмета поставки (Товара). 

Оплата приобретенной единицы товара (сервер в комплекте) также произведена ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода единовременно, со ссылкой на Контракт, на основании платежного поручения № 2409 от 16.12.2019. 

Отдельных контрактов на поставку каждой из комплектующих сервера (например, с целью эксплуатации по отдельности либо организации его последующей сборки), ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода не заключалось. 

При этом, законодательством об ОМС не предусмотрен порядок частичного использования средств ОМС на оплату расходов, включенных в структуру тарифа ОМС. 

Минздравом России определяется иной источник расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей - бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов. Позиция Минздрава России исключает какое-либо двоякое толкование положений части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, подпункта 1 пункта 186 Правил ОМС, а также пункта 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2019 год, ограничивающих приобретение за счет средств ОМС основных средств стоимостью более, чем сто тысяч рублей за единицу. 

Поскольку ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода, в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, подпункта 1 пункта 186 Правил ОМС, а также пункта 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2019 год, приобрело за счет средств ТФОМС основные средства (сервер) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, оплатив полную стоимость указанного основного средства (сервера) платежным поручением от 16.12.2019 № 2409 за счет средств ОМС 348 824,39 рублей, ТФОМС Нижегородской области правомерно признал расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств. 

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению средств ОМС подлежит уплате штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС. 

С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда, что оспариваемое требование ТФОМС Нижегородской области соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода, незаконных обязанностей на заявителя не возлагают. 

Все доводы ГБУЗ НО «Городская больница № 35» г. Н. Новгорода, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. 

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке. 

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л: 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02 марта 2022 года по делу А43-41882/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница № 35 Советского района г. Нижнего Новгорода" – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия. 

Председательствующий судья

М.Н. Кастальская

Судьи

А.М. Гущина

Т.В. Москвичева

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти