Госзакупки усовершенствуют и упростят.

Как сделать так, чтобы поставщики оборудования и услуг медицинским и образовательным учреждениям не экономили на качестве, а выигравшие тендер строительные организации в полном объёме выполняли все взятые на себя обязательства, не перекладывая их на плечи субподрядчиков? Смогут ли...Как сделать так, чтобы поставщики оборудования и услуг медицинским и образовательным учреждениям не экономили на качестве, а выигравшие тендер строительные организации в полном объёме выполняли все взятые на себя обязательства, не перекладывая их на плечи субподрядчиков? Смогут ли театральные режиссёры позволить себе заказывать уникальные декорации для спектаклей у единственного проверенного поставщика или вынуждены будут обивать пороги складов готовой продукции с перспективой получить низкокачественный реквизит? Ответы на эти и прочие сопутствующие вопросы должна дать в скором времени созданная в Госдуме рабочая группа по совершенствованию федерального закона о госзакупках (№44-ФЗ), первое заседание которой состоится в четверг, 4 апреля.

Механизм конкуренции, а не препятствие

Руководитель группы, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков ранее пояснял журналистам, что коллектив единомышленников намерен прежде всего сформулировать чёткие предложения по упрощению и дебюрократизации процедуры госзакупок. В числе прочих предложений на заседании группы будет рассмотрен законопроект, подготовленный Минфином, который серьёзно упрощает госзакупки и сокращает сроки процедуры. Документ в настоящее время рассматривается в Правительстве.

«Есть большое количество предложений от депутатов, от различных общественных организаций, в том числе от ОНФ, там есть свои направления работы — там есть целое направление работы по честным закупкам (проект «За честные закупки»), эти предложения также касаются сокращения сроков госзакупок и упрощения процедур», — сказал Жуков, добавив, что рассчитывает, что на первом заседании удастся согласовать основные пункты, по большинству из которых уже имеется общая положительная позиция.

Поясняя «Парламентской газете» необходимость создания специального органа для усовершенствования конкурсных процедур, член рабочей группы, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) сказал, что существующие проблемы, связанные с действием закона о госзакупках, давно перестали быть единичными и требуют комплексного решения. 

«К нам обращаются инвалиды с жалобами на качество технических средств реабилитации. Ведь закон не позволяет гражданину доплатить собственные средства и приобрести качественную инвалидную коляску. Сегодня они вынуждены пользоваться тем, что выдаёт государство, получившее ту же коляску у компании — победителя конкурса, которая может поставить оборудование низкого качества, но подходящее по техническим параметрам», - обрисовал ситуацию депутат.

По мнению парламентария, целесообразно было бы допустить возможность получателям средств технической реабилитации использовать сертификаты. Это позволило бы им самостоятельно определять поставщиков и нести ответственность за свой выбор.

«Мучаются и регионы, — продолжил Нилов. — Они объявляют конкурсы на строительство, и их выигрывают компании, у которых нет возможности сдать объект в срок. Приходится объявлять конкурс несостоявшимся и заявлять его снова. Помимо того, что тратятся деньги на администрирование, губернаторы несут репутационные риски в глазах федерального Центра, связанные с нарушением сроков сдачи объектов. Особенно это касается социальных объектов».

Депутат считает, что первым шагом на пути к совершенству станет принятие законопроекта об облегчении госзакупок в сфере культуры, который депутаты планируют рассмотреть на пленарном заседании Госдумы 4 апреля. Документ, учитывающий предложения профессионального сообщества, был внесён в конце декабря группой депутатов, в числе которых Елена Ямпольская, Александр Шолохов, Елена Драпеко и Ольга Казакова.

«Закон должен подвигать и стимулировать к более эффективной работе. Задача стоит для тех, кто представляет искусство, творческих людей, чтобы были талантливые постановки, чтобы театральная работа была продуктивной, зритель приходил. Нужно создать условия для творческой реализации», — так прокомментировал инициативу спикер Госдумы Вячеслав Володин26 марта на заседании Совета по законотворчеству при председателе палаты. 

Какие будут предложения?

Нужно отдать должное Правительству, отношение к «вывихам» закона о контрактной системе здесь входит в созвучие с мнением депутатов, то есть также весьма критичное. Особенно после того, как выяснилось, что проблемы с законом №44-ФЗ в части проведения конкурсных процедур мешают реализации национальных проектов.

Своё недовольство сложившейся практикой премьер-министр Дмитрий Медведев высказал 26 марта на заседании расширенной коллегии Минфина. Он заявил, что действующая контрактная система требует упрощения, не соответствует современным требованиям. Председатель Правительства сообщил, что уже дал соответствующие требования.

Первые результаты поручения уже есть: тему стали широко муссировать его подчинённые. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев на недавней пленарной сессии Красноярского экономического форума заявил о необходимости доработки закона о госзакупках в связи с его излишней бюрократизацией.

Своим видением решения проблем в сфере госзакупок на встрече с фракцией «Единая Россия» в Госдуме 3 апреля поделилась и зампред Правительства Татьяна Голикова. По её словам, сегодня есть техническая возможность сократить сроки госзакупок. Необходимость ускорения процесса Голикова привела на примере ситуации с закупкой мобильных медицинских комплексов в Псковской области. «Контракт отыгран 1 марта, а заключён 29 марта. То есть практически месяц ушёл на заключение контракта», — пояснила вице-премьер.

Более детально вопрос сегодня прорабатывает Министерство финансов, которое, в частности, предлагает установить ответственность банков за нарушение сроков, предусмотренных законодательством о госзакупках. Уведомление о начале разработки соответствующих поправок размещено на портале проектов нормативных правовых актов. 

Следующая инициатива касается закупок в сфере питания для детей. Сегодня, объявляя конкурс для выбора поставщика, образовательные учреждения лишены возможности указать свои специфические требования, например, чтобы у организации были повара в штате и имелось оборудование для приготовления пищи. Из-за этого возникают проблемы, считает глава Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.

«Во главе угла — критерий цен, торги в ряде случаев выигрывают склады, предлагающие наименьшую стоимость. Однако есть случаи, когда достигается эта стоимость путём закупки у торговых сетей просроченной продукции», — сказал он.

К примеру, в Санкт-Петербурге, где почти 10 лет выбирали поставщика методом квалификационного отбора и перебоев с питанием не было, с переходом на госзакупки иногда тендеры стали выигрывать компании, которые вообще не имеют опыта работы в этой сфере. В этой связи эксперты считают, что имеет смысл разрешить регионам самим решать, по какой системе закупать питание для школьников.

Автор: Валерий Филоненко

Источник: Парламентская газета

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти