Госзаказчик не вправе требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.

Вывод Минэкономразвития применим, когда заказчик может потребовать неустойку, например, если исполнитель допустил просрочку. Ранее ведомство считало, что заказчик вправе требовать от банка выплатить неустойку в рамках суммы гарантии, если в гарантии не предусмотрено иное.
Новую позицию министерство обосновало так. Банковская гарантия обеспечивает исполнение основного обязательства, неустойка по контракту таковым не является. Поэтому ее нельзя взыскать с банка за счет средств банковской гарантии. Ведомство ссылается на положения ГК РФ о банковской гарантии, которые утратили свою силу. Вместе с тем, новым выводом Минэкономразвития можно руководствоваться, так как действующее законодательство содержит аналогичные по смыслу нормы.
Можно развить вывод ведомства: если контрагент допустит просрочку исполнения обязательств по контракту, не исполнит такие обязательства или исполнит их ненадлежащим образом, то заказчику не удастся на основании гарантии истребовать у банка неустойку за эти нарушения.
 
Источник: Консультант Плюс
 
Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2160.
 
 
Вопрос: Об обеспечении исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ПИСЬМО
от 19 августа 2016 г. N Д28и-2160
 
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
По вопросу 1
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Таким образом, следует отметить, что банковская гарантия и неустойка являются равными и независимыми друг от друга способами обеспечения обязательства, предусмотренного контрактом, которые имеют собственный алгоритм расчета размера суммы выплат и механизм реализации при возникновении ситуации, когда произошло ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
Также следует отметить, что согласно части 1 статьи 369 ГК РФ банковская гарантия обеспечивает ненадлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Возникновение обязательства исполнителя по выплате неустойки, которое не является основным обязательством, возникает из ненадлежащего исполнения или неисполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного неустойка не может быть оплачена за счет средств банковской гарантии, так как является не основным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией.
По вопросу 2
В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, предусмотрена обязанность установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта.
Обеспечение исполнения контракта распространяется на надлежащее исполнение всех обязательств по контракту.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Информация о порядке предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению устанавливаются в извещении об осуществлении закупки (пункт 8 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
При этом в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту денежные средства, депонированные на указанном заказчиком счете в качестве обеспечения исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) не возвращаются.
Следует отметить, что порядок, в соответствии с которым заказчик должен распорядиться вышеуказанными средствами, установлен письмом Минфина России и Федерального казначейства от 25 декабря 2014 г. N 02-02-04/6743/N 42-7.4-05/5.1-805 "Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса".
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
 
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
19.08.2016

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти