Госдума приняла законопроект о конфликте интересов при госзакупках и закупках госкомпаний

Госдума РФ приняла во II чтении законопроект, который предусматривает дополнение законов "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) нормами, направленными на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний.  Сам законопроект о конфликте интересов был подготовлен Минфином еще в начале 2020 года. В числе прочего документ уточняет условия, при которых может возникнуть конфликт интересов при проведении госзакупок, расширяет перечень лиц, которые должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уточняет перечень лиц, которые не могут входить в состав конкурсных комиссий и...Москва. 24 мая. INTERFAX.RU - Госдума РФ приняла во II чтении законопроект, который предусматривает дополнение законов "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) нормами, направленными на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний.

Сам законопроект о конфликте интересов был подготовлен Минфином еще в начале 2020 года. В числе прочего документ уточняет условия, при которых может возникнуть конфликт интересов при проведении госзакупок, расширяет перечень лиц, которые должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уточняет перечень лиц, которые не могут входить в состав конкурсных комиссий и т.п.

Кроме того, документ уточняет термины и определения, используемые в "конфликтных" положениях 44-ФЗ, с аналогичными терминами и определениями Гражданского кодекса РФ и других законов.

Что касается закупок госкомпаний, то здесь законопроект предусматривает введение требования к руководству госкомпании и членам конкурсных комиссий о принятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Также законопроект устанавливает перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссий по осуществлению закупок в рамках 223-ФЗ. 

В мае прошлого года Госдума приняла этот законопроект в I чтении.

Ко II чтению законопроект был дополнен положениями, обязывающими заказчиков принимать дополнительные меры по устранению конфликта интересов при закупках.

В частности, документ предполагает, что заказчики будут получать информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта. С учетом этой информации заказчики должны будут принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика, контрактному управляющему, а также супругам, близким родственникам и свойственникам.

Вопрос устранения конфликта интересов при проведении закупок, прежде всего госкомпаний, поднимался еще в 2017 году. Тогда Минфин подготовил поправки к 223-ФЗ, предусматривающие запрет на привлечение заказчиками аффилированных юридических и физических лиц.

В 2019 году Счетная палата РФ предложила добавить в закон о закупках госкомпаний нормы, направленные на предотвращение коррупционных проявлений - в частности, об установлении запрета на конфликт интересов между заказчиком и участником закупки.

Источник: Интерфакс

 

Проект Федерального закона № 1145363-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части регулирования конфликта интересов) - к III чтению

Проект № 1145363-7

                                                                                                                                             в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Статья 1

Статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3947, 4001; № 29, ст. 4375; 2018, № 1, ст. 89; 2020, № 31, ст. 5009; 2021, № 27, ст. 5188; 2022, № 16, ст. 2606) дополнить частями 71 - 73 следующего содержания:

"71. Руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

72. Членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть:

1) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке. Понятие "личная заинтересованность" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

2) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;

3) иные физические лица в случаях, определенных положением о закупке.

73. Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии по осуществлению закупок, о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 72 настоящей статьи. В случае выявления в составе комиссии по осуществлению закупок физических лиц, указанных в части 72 настоящей статьи, заказчик, принявший решение о создании комиссии по осуществлению закупок, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими требованиям, предусмотренным положениями части 72 настоящей статьи.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 27, ст. 4001; № 29, ст. 4342, 4353; 2016, № 1, ст. 10; № 27, ст. 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 30; № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 88; № 27, ст. 3957; 2019, № 14, ст. 1463; № 18, ст. 2194, 2195; 2020, № 14, ст. 2028; № 17, ст. 2702; № 52, ст. 8581; 2021, № 1, ст. 78; № 27, ст. 5105, 5172, 5188; 2022, № 16, ст. 2606) следующие изменения:

1) в части 41 статьи 15 слова ", в случае, если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность" исключить;

2) пункт 9 части 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:

"9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;";

3) в статье 38:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 38. Должностные лица заказчика, контрактная служба, контрактный управляющий";

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 настоящего Федерального закона.";

4) в статье 39:

а) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Членами комиссии не могут быть:

1) физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;

2) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Понятие "личная заинтересованность" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

3) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;

4) должностные лица органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.";

б) часть 7 дополнить предложениями следующего содержания: "Член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими требованиям, предусмотренным положениями части 6 настоящей статьи.";

в) дополнить частью 10 следующего содержания:

"10. Члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 настоящего Федерального закона.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.

3. Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям частей 71 - 73 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) до 1 октября 2022 года. Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям частей 71 - 73 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по состоянию на 1 октября 2022 года, считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в единой информационной системе положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями частей 71 - 73 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", но не позднее 1 октября 2022 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения таких извещений либо направления таких приглашений.

Президент

Российской Федерации

В.Путин

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти