ФАС: совместные закупки могут проводить даже госзаказчики не из соседних районов области.

Ведомство также указывает, что наличия у заказчиков общей цели недостаточно, чтобы проводить совместные закупки. Главным же условием для них выступает закупка одних и тех же товаров, работ, услуг.   Под одними и теми же товарами, работами, услугами следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект. Это определение содержится в обзоре...Ведомство также указывает, что наличия у заказчиков общей цели недостаточно, чтобы проводить совместные закупки. Главным же условием для них выступает закупка одних и тех же товаров, работ, услуг.
 
Под одними и теми же товарами, работами, услугами следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект. Это определение содержится в обзоре Верховного суда.
ФАС напомнила о том, что нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. Например, поставку молочной и мясной продукции.
 
Разъяснения госоргана касаются закупок продуктов питания. Однако, полагаем, предмет закупки роли не играет.
 
Документ: Разъяснения ФАС России по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания (https://fas.gov.ru/documents/610916)
 
 

"Разъяснения по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания" (утв. ФАС России)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
 
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ ЗАКУПОК НА ПОСТАВКУ
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
 
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Вышеуказанная норма обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе, заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Таким образом, законодателем урегулировано право заказчиков проводить совместные конкурсы или аукционы. При этом реализация данного права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков.
На основании вышеизложенного, проведение совместных закупок на поставку продуктов питания заказчиками, расположенными в районах Курганской области, не имеющих общих границ, не образует нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.
Под "одними и теми же товарами" в контексте указанной нормы следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.
Данное понятие содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее - Обзор).
Кроме того, в указанном Обзоре подробно отражена практика применения и толкования судами положений ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками совместных закупок с приведением примеров товаров, имеющих единые родовые признаки или составляющих комплект таких товаров.
При этом, по мнению Верховного Суда РФ, наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместной закупки, предусмотренной частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, полагаю необходимым учесть позицию Верховного Суда РФ, отраженную в Обзоре, при проведении совместных закупок на поставку продуктов питания, а также не допустить включение в состав объекта данной совместной закупки поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой (например: поставку молочной и мясной продукции и т.п.).

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти