ФАС России разъясняет спорные вопросы по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Разъяснения ведомства подготовлены с учетом судебной практики.  Участник закупки, не исполнивший контракт, включается в РНП вне зависимости от окончания срока действия такого контракта. Согласно ГК РФ (п.4 ст. 425) окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.Разъяснения ведомства подготовлены с учетом судебной практики.

Участник закупки, не исполнивший контракт, включается в РНП вне зависимости от окончания срока действия такого контракта. Согласно ГК РФ (п.4 ст. 425) окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Также в соответствии с определением Верховного суда, окончание срока действия контракта не является обстоятельством, исключающим возможность включения в реестр.

Кроме того, недопустимо включать в РНП сведения об учредителях юридического лица, которые на момент уклонения от заключения контракта/ его ненадлежащего исполнения не являлись участниками такого юридического лица. Соответствующая позиция озвучена Конституционным судом.

В связи с этим ФАС России сообщает, что территориальным органам ведомства необходимо учитывать эту позицию при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр.

Полный текст разъяснения ФАС России доступен по ссылке.

Источник: ФАС России

Текст письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 29.09.2020 №ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"

Руководителям территориальных органов

ФАС России

Уважаемые коллеги! 

Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС России) на основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, с целью формирования единообразной практики направляет территориальным органам ФАС России для обязательного и Н€:замедлительного  использования  в  работе  письмо   по  вопросам   ведения р естра   недобросовестных   поставщиков   (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

1.     По вопросу не включения участника закупки в Реестр в случае, если к моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, срок действия такого контракта истек.

Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2020  № 308-ЭС19-23241, само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в Реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. 

Учитывая изложенное, а также положения статьи 104 Закона о контрактной системе, ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС  России при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Реестр необходимо учитывать исключительно обстоятельства, повлекшие    принятие    заказчиком  решения об одностороннем отказе о исполнения государственного (муниципального) контракта,    в   связи  с 1 неисполнением/ненадлежащим исполнением такого контракта, а также предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) возможности   устранения   допущенных   им   нарушений   условий   контракта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе. 

ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию  и принимать  решение о включении/ об отказе  во  включении  сведений  о  поставщике  (подрядчике,  исполнителе) в Реестр вне зависимости от окончания срока действия контракта. 

2.   По вопросу включения в Реестр сведений в отношении учредителей (акционеров, участников) юридического лица, которые на момент уклонения от заключения контракта/ненадлежащего исполнения контракта не являлись участниками такого юридического лица. 

Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2020 №16-П указано на недопустимость включения антимонопольными органами в Реестр информации об учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его у астниками (акционерами) к моменту неисполнения/ненадлежащего исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Учитывая изложенное, ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. 

3.    По вопросу включения сведений в отношении участника закупки в Реестр, в случае несоблюдения заказчиками процедуры уведомления такого участника об одностороннем отказе от исполнения контракта. 

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязан в регламентированные сроки уведомить участника закупки путем размещения такого решения в ЕИС, направления такого решения по почте заказным письмом, а также иным способом, обеспечивающим фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Вместе с тем, согласно Определению Верховного суда Россий кой Федерации от 11.12.2019 № № 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения  договора  с  использованием любого  средства  связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте небобходимо  для  обеспечения  открытости  и  прозрачности  функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

На основании изложенного, ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

И.Ю.Артемьев

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти