ФАС о применении национального режима для энергосервисных контрактов

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» направляет письмо о следующем.  В соответствии с частями 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в...Письмо ФАС России от 16.09.2020 №ИА/80326/20 По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий.

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» направляет письмо о следующем.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективностииспользования указанных энергетических ресурсов.

I.   Установление в извещении о проведении закупки и документации o закупке национального режима при осуществлении закупок по энергосервисным контрактам.

Пунктом   3  постановления   Правительства  Российской   Федерации  от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых    актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно соответствуют следующим условиям (далее - Условия):

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной    в    реестр     российской     радиоэлектронной     продукции (далее - Реестр);

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу № 126н (далее - Требования).

Анализ административной практики ФАС России и ее территориальных органов показывает, что при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. Указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением № 878, а также сведения о котором находятся в приложении к Приказу № 126н.

Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о  закупке  условия  допуска  в   соответствии   с   Постановлением   №   878 (или размещать в единой информационной системе  обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом № 126н.

ФАС России сообщает, что в случае неприменения Постановления № 878 в связи с тем, что участники закупки не соответствуют Условиям (например, не предоставили номер реестровой записи из Реестра), применяются преференции в соответствии с Приказом № 126н.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на недопустимость применения заказчиками противоречивых требований к техническим характеристикам осветительного оборудования, а также установления заказчиком требований к техническим характеристикам, которые приводят к ограничению количества участников закупки.

ФАС России сообщает, что заказчик самостоятельно определяет способ закупки с учетом положений Закона о контрактной системе (электронный аукцион или открытый конкурс в электронной форме).

II. Установление в порядке оценки заявок документации о закупке критерия «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий «Квалификация участников закупки» (далее - «Квалификация участников закупки»).

Подпунктом «б» пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» могут быть, в том числе следующие показатели: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (далее - «Опыт участника закупки»), «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» (далее - «МТР») и «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (далее - «Трудовые ресурсы»).

Таким образом, ФАС России отмечает, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисньrх контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Кроме того, ФАС России сообщает, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателей «МТР» и «Трудовые ресурсы», для целей оценки и присвоения баллов по указанным показателям в документации о закупке необходимо устанавливать значение привлекаемьrх материально -технических ресурсов и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для вьmолнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения контракта.

Дополнительно ФАС России направляет для использования в работе копии решений и предписаний Центрального аппарата ФАС России при проведении контрольных мероприятий в отношении закупок по энергосервисным контрактам, а также письмо Министерства промышленности  и торговли Российской Федерации от 01.06.2020 № БО-37840/11 по вопросу применения положений Постановления № 878 при закупке работ, услуг с использованием товара.

И.Ю.Артемьев

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти