Если госзаказчик разрешит участвовать в закупках офшорным компаниям, его могут оштрафовать.

Заказчик забыл установить требование к участникам о том, что они не должны являться офшорными компаниями.   По мнению ФАС, такие действия нарушают Закон N 44-ФЗ. За них должностное лицо заказчика...Заказчик забыл установить требование к участникам о том, что они не должны являться офшорными компаниями.
 
По мнению ФАС, такие действия нарушают Закон N 44-ФЗ. За них должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности. Размер штрафа составляет 3 тыс. руб.
 
Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, рекомендуем заказчикам проверить свои образцы документаций и включить в них всю информацию, которую требует указанный закон.
 
Документы: Решение ФАС России от 09.11.2017 по делу N К-1548/17. 
 
 
Текст решения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 09.11.2017 по делу N К-1548/17
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
 
РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N К-1548/17
 
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж аппаратно-программных средств для формирования в составе ЦОД Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) Ространснадзора технической инфраструктуры комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС при осуществлении контроля за безопасностью перевозок пассажиров в режиме реального времени (КИАСК-ТС-РВ), обеспечивающей ее функционирование и интеграцию в ЕАИС (номер извещения 0173100005017000044) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены в части III "Техническая часть" документации об Аукционе требования к исполнителю о наличии лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в части, касающейся передачи шифровальных (криптографических) средств (пункт 21 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее - Лицензия ФСБ), поскольку вышеуказанное требование не установлено в пункте 2.6 раздела I.3 "Информационная карта открытого конкурса" документации об Аукционе к участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю о наличии Лицензии ФСБ, поскольку в технической части документации об Аукционе не предусмотрена передача Заказчику шифровальных (криптографических) средств.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 53 471 299,7 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.11.2017.
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 10.11.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в части III "Техническая часть" документации об Аукционе требования к исполнителю о наличии Лицензии ФСБ, поскольку указанное требование не установлено в информационной карте документации об Аукционе к участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки является поставка и монтаж аппаратно-программных средств для формирования в составе ЦОД Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) Ространснадзора технической инфраструктуры комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС при осуществлении контроля за безопасностью перевозок пассажиров в режиме реального времени (КИАСК-ТС-РВ), обеспечивающей ее функционирование и интеграцию в ЕАИС.
При этом пунктами 11.1 - 11.2 раздела III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к исполнителю, а именно: "Исполнитель должен соответствовать общим требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, указанных в настоящем техническом задании. Кроме того, в рамках исполнения раздела 6 настоящего технического задания, планируется передача Заказчику шифровальных (криптографических) средств, что требует наличия у Исполнителя лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в части, касающейся передачи шифровальных (криптографических) средств (пункт 21 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313).
11.2. В случае отсутствия у Исполнителя такой лицензии, для осуществления поставки шифровальных (криптографических) средств, допускается привлечение Исполнителем субподрядной организации, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности".
Также Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено в технической части документации об Аукционе положение, предусматривающее, что в случае отсутствия у исполнителя Лицензии ФСБ, допускается привлечение Исполнителем субподрядной организации, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования о наличии Лицензии ФСБ не установлены к участнику закупки, в связи с тем, что не для всех работ, предусмотренных технической частью документации об Аукционе, требуется такая лицензия, в связи с чем такие требования установлены к исполнителю работ в рамках заключенного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю о наличии Лицензии ФСБ, поскольку в технической части документации об Аукционе не предусмотрена передача Заказчику шифровальных (криптографических) средств.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 10 технической частью документации об Аукционе, а также Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к обновлению компонентов защищенных сетей ViPNet, в соответствии с которыми обновления компонентов должны включать в себя права на использование последних версий программного обеспечения ViPNet Custom, в связи с чем установлено требование к исполнителю о наличии Лицензии ФСБ.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Пунктом 1.3.1 раздела I.2 документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, при этом на заседании Комиссии установлено, что требование в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о том, что участник закупки не является офшорной компанией, отсутствует.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего единое требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не соответствуют пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В пункте 4.5 раздела I.2 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Таким образом, установление требования в документации об Аукционе о предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника Аукциона не соответствует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "Г" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.11.2017 по делу N К-1548/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти