Больше жизни: МЭР снимет ограничение на иностранное участие в малом бизнесе и расширит его доступ к госзакупкам.

Вопросы, связанные с увеличением доли малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний, расширением их доступа на рынок крупных заказчиков, и прочие подобные темы являются не новыми и уже требуют определенности. Однако, со стороны Правительства РФ выходят все новые директивы, которые имеют больше политических мотивов, нежели обладают практической значимостью.Вопросы, связанные с увеличением доли малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний, расширением их доступа на рынок крупных заказчиков, и прочие подобные темы являются не новыми и уже требуют определенности. Однако, со стороны Правительства РФ выходят все новые директивы, которые имеют больше политических мотивов, нежели обладают практической значимостью.

И все же, по мнению экспертов, с их помощью можно решить некоторые проблемы малого бизнеса. "Каждая из проблем, с которой сталкивается бизнес, является для него острой, - рассказывает Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Однако, новое послание Президента дает огромные надежды на развитие всей экономики нашей страны, развитие предпринимательства, а также закупочной системы".На днях Правительство РФ утвердило паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает меры поддержки индивидуальных и малых предпринимателей. В целях нового проекта обеспечить занятость почти 1,2 млн человек и оказать поддержку 336 тыс. субъектов малого бизнеса. Кроме этого, документ предусматривает расширение доступа предпринимателей к закупкам крупнейших госкомпаний. Благодаря чему годовой объем их закупок у малого бизнеса в 2018 году должен составить не менее 17,5%.

К слову, сегодня к среднему бизнесу относятся юрлица с численностью сотрудников от 101 до 200 человек с годовым оборотом до 2 млрд руб., к малому – до 100 человек и до 800 млн руб., к микробизнесу – до 15 сотрудников и 120 млн руб. 

Известно, что ранее Правительство РФ собиралось довести долю закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса к 2018 г. до 25%. Что из этого реально выполнимо, пока неизвестно. Впрочем, некоторые эксперты настроены оптимистично. 

Выполнить 25% квоту к 2018 г. возможно, если решить несколько моментов, считает Сергей Фахретдинов. Во-первых, нужно ускорить принятие поправок к законодательству о закупках, разработанных Минэкономразвития. Во-вторых, госкомпании должны закупать не только услуги и мелкие товары у МСБ, но и производственные товары, работы и услуги. Следовательно, во всех госкомпаниях должен быть создан конкретизированный план закупок производственных потребностей, в том числе инновационных нужд, а также должны быть разработаны программы передачи на аутсорсинг части собственных производств малому и среднему бизнесу. В-третьих, бизнес должен подстраиваться под текущую ситуацию и работать на опережение. То есть не бояться бюрократических трудностей, не бояться пробовать начать работать с государственными компаниями. "Только когда механизм, состоящий из трех столпов: государства, госкомпаний и бизнеса, начнет взаимодействовать, слышать и помогать друг другу начнется работа и закупки у малого и среднего предпринимательства станут привычной практикой, которая существует в западных странах", - подчеркнул Сергей Фахретдинов. 

По мнению Николая Дунаева, члена Президиума "Опоры России", все инициативы будут неэффективными, пока акценты не расставлены на контроле за себестоимостью закупок и отслеживание конкуренции на торгах.  Все правительственные директивы в отношении расширения доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний можно назвать только политическим жестом, не более, считает эксперт. "Расширение доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний возможно только при отслеживании конкуренции на рынке и применении ко всем участникам торгов одинаковых рыночных требований. Так, например, когда крупная государственная компания закупает по необоснованно завышенным ценам, необходимо задавать вопрос, а как бы поступили в этой ситуации коммерческие компании и как бы они себя вели в тех или иных условиях", - говорит Т94 Николай Дунаев. 

Однако, эксперт соглашается с мнением Георгия Сухадольского, координатора рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, который заметил, что увеличить квоту до 25% возможно, сняв ограничения на иностранное участие в малом бизнесе, которое предложило Министерство экономического развития РФ. Правда, по словам Николая Дунаева, в этом случае непонятно, как будет развиваться импортозамещение. 

Новый законопроект предлагает снять ограничение по суммарной доле участия в уставном капитале малых и средних предприятий в размере 49% для иностранных юридических лиц. При этом ограничение по участию в уставном капитале субъекта МСП сохранит свое действие для крупных иностранных или российских юрлиц. Сейчас к субъектам малого и среднего бизнеса могут быть отнесены предприятия, суммарная доля российского госучастия или участия фондов в уставном капитале которых не превышает 25%, а доля участия иностранных юрлиц не превышает 49%. 

Нынешний федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства требует от его субъектов так называемой независимости происхождения капитала. При этом ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП иностранных юрлиц. Учитывая также то, что одним из основных приоритетов РФ является экономический рост на основе привлечения инвестиций и расширения инновационной деятельности, Минэкономразвития предлагает внести соответствующие корректировки в закон. 

При этом, чтобы реализовать поправки, нужна будет система идентификации, то есть подтверждение статуса иностранного юрлица как субъекта малого предпринимательства на основе заявительного порядка. В планах Минэкономразвития наделить полномочиями по подтверждению соответствия иностранных юрлиц Торгово-промышленную палату РФ, по примеру зарубежных стран. В задачи ТПП будет входить передача перечня субъектов малого бизнеса, учредителями которых являются иностранные юрлица, в Федеральную налоговую службу. В дальнейшем эти данные будут внесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Все перечисленные меры должны привести к росту числа малого и среднего бизнеса, при этом законопроект не повлияет на расходные и доходные статьи федерального и региональных бюджетов.

Для справки:

По данным ФНС, количество ООО с долей иностранного капитала до 49% составляет 13,8 тыс.; более 49%, но менее 75% - 15,5 тыс.; более 75% - 73,9 тыс. То есть, в случае соответствия остальным критериям МСП, в реестр из-за несоответствия норме об иностранном участии не вписываются 89,4 тыс. предприятий.

Автор: Ангелина Жукова

Источник: TORG94.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти