«Реестр Ненужных Публикаций»: закупщики установили, как участники закупок легально «обходят» РНП (223-ФЗ, 44-ФЗ)

ФАС России и её территориальные органы, а также арбитражные суды завалены административными и судебными делами по вопросу включения недобросовестных участников закупок в РНП в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках и Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

При этом Министерство финансов РФ регулярно готовит изменения в правила ведения РНП. Казначейство с учётом этих изменений обновляет функционал ЕИС.

Заказчиков штрафуют за несвоевременное направление сведений для включения РНП, а у сотрудников антимонопольных органов прибавляется всё больше работы по проведению проверок таких обращений.

Всем кажется, что они заняты очень важной и нужной работой. Однако, в данной публикации на примере участника закупки в виде хозяйственного общества автор докажет, что участник, включенный в Реестр недобросовестных поставщиков, имеет законную возможность продолжать участвовать в закупках заказчика (пояснение: хозяйственные общества являются самым распространённым видом корпоративных коммерческих организаций в России и, соответственно, участников закупки).

Итак, начнём с Закона № 223-ФЗ о закупках.

В соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211, в Реестр недобросовестных поставщиков обязательно включается информация об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) участника закупки. В нашем примере хозяйственного общества.

С одной стороны, это логично: в России нет запрета на существование хозяйственных обществ с одинаковым наименованием и нет запрета совпадение адреса юридических лиц.

Поэтому могут существовать несколько ООО с названием «Ромашка» с одним адресом регистрации. Это вполне законно.

С другой стороны, по действующему законодательству ИНН юридических может изменяться в следующих случаях:

1. При слиянии двух хозобществ в одну организацию. У обоих этих юрлиц старые ИНН становятся недействительными.

2. При разделении хозобществ на две компании. ИНН разделённой организации становится недействительным.

3. При смене организационно-правовой формы, к примеру: АО на ООО, ООО на ПАО. Также в этом случае старый ИНН становится недействительным.

4. Организации, выделившейся из состава реорганизуемой организации, присваивается новый ИНН. При этом у организации, из состава которой выделилось новое юрлицо, сохраняется ИНН

5. ИНН присоединяемой организации при снятии с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным. При этом у организации, к которой присоединяется хозобщество, также сохраняется ИНН.

Таким образом, в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках участнику закупок не стоит тратить своё время и деньги на судебные разбирательства, а нужно лишь выбрать наиболее удобный вариант реорганизации, в рамках которого старый ИНН будет признан ИНН недействующим.

 

В большинстве случаев это гораздо проще и экономичнее, чем судебные разбирательства с антимонопольными органами с зачастую непредсказуемым исходом.

Конечно, читатели могут возразить, но, ведь, при ряде форм реорганизации права и обязанности полностью переходят к реорганизуемому юридическому лицу. Так, например:

- при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 ГК РФ);

- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ);

- при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поэтому возникает вопрос: а не распространяется ли при таких формах реорганизации на реорганизуемое юридическое лицо РНП в порядке правопреемства?

 

Ответ: нет, по двум причинам.

 

Во-первых, в законодательстве в сфере закупок ничего об этом не сказано (пояснение: это пробел существующих правил ведения РНП).

Во-вторых, при таких формах реорганизации признаётся недействующим старый РНП и технически ни закупочная комиссия, ни заказчик не имеет возможности отклонить либо отстранить такого недобросовестного участника закупки, так как его идентификация по ИНН, который стал недействительным, невозможно.

Кроме того, автор обращает внимание читателей на то, что существует ещё такие формы реорганизации, как разделение или выделение, когда права и обязанности к вновь созданным юридическим лицам переходят по передаточному акту. В этих случаях можно в рамках передаточного акта сплавить все негативные последствия предыдущей деятельности (в том числе контракты) на одно из юрлиц.

 

Что касается Закона № 44-ФЗ, то приведённая схема обхода РНП путём признания недействительным старого ИНН хозобщества также является не менее актуальной для участников закупки, попавших в РНП.

Да, эта «схема» осложняется в рамках законодательства РФ о контрактной системе для хозобщества тем, что нужно заменить не только РНП в результате организации, но и лиц, которые выполняют функции единоличного или коллегиального органа управления, а также владеют не менее чем 25 % акциями или долей в хозобществе, включённом в РНП.

Однако, и это не является проблемой в тех случаях, когда в результате включения в РНП, например, у участника теряется наработанная квалификация (опыт), необходимый для участия в крупных закупках с установлением дополнительных требований к участникам в рамках части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Таким образом, включение в РНП в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках и Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в настоящее время фактически является бессмысленных для тех недобросовестных участников закупок, которые знают об этих особенностях (пробелах) действующего законодательства в сфере закупок.

 

Если говорить прямо, то в РНП среди хозобществ в настоящее время находятся, по мнению автора, НЕ САМЫЕ УМНЫЕ УЧАСТНИКИ ЗАКУПКИ, которые просто не знают данные нормы законодательства.

Поэтом нормы законодательства РФ в сфере закупок в части включения в РНП нуждаются в доработке с учётом этих пробелов, иначе РНП так и будет продолжаться оставаться «Реестром Ненужных Публикаций».

 

***

Для того чтобы не обижать заказчиков, то и для них автором приготовлены материалы-"подарки" с изложением малоизвестных аспектов законодательства в пользу заказчиков:

Решение проблемы НДС и произвольного вмешательства антимонопольных органов в закупки работ, услуг (223-ФЗ)

«ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: «волшебная кнопка» в ГИС ЕИС при проведении конкурентных процедур закупок (ЧАСТЬ 1)

«ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: правила применения кодов ОКПД2 (постановление Правительства РФ от 07.06.2019 № 733) 


и др.

 

 

 

***

Автор: Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Источник: Информационный портал 223-expert

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти