Оренбургское УФАС России разделяет позицию Сахалинского УФАС России о том, что антимонопольный орган вправе осуществлять контроль за реализацией требований постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г, № 2013.
Как уже указывалось ранее в материале: «Биполярный» подход антимонопольных органов к квотированию закупок в рамках 223-ФЗ: первая практика реализации постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2013, в настоящее время антимонопольные органы разделялись по вопросу о том, вправе ли они осуществлять контроль за соблюдением заказчиками требований постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г № 2013:
- одна часть антимонопольных органов полагает, что они вправе осуществлять контроль за реализацией требований законодательства РФ о закупках в части квотирования товаров, так как как годовой объём закупок квотируемых товаров определяется уже на начальной стадии закупок (при формировании и утверждении плана закупки). Такой позиции, например, придерживается Сахалинское УФАС России;
- другая часть антимонопольных органов считает, что они не уполномочены осуществлять такой контроль, поскольку определить годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, можно не на дату проведения закупки, а только по истечении отчётного периода (года). При этом в течение года план закупки и потребность в закупке квотируемых товаров могут быть изменены заказчиком. Поэтому осуществление такого контроля антимонопольным органом не представляется возможным по указанным причинам. Данную позицию, например, занимают Якутское и Хакасское УФАС.
Следует отметить, что есть ещё и третья позиция антимонопольных органов - позиция Центрального аппарата ФАС России о том, что ФАС России не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2013. (см. материал: ФАС не уполномочена рассматривать жалобы по невыполнению норм о квотировании
В своем решении от 04.04.2021 г. по делу № 056/07/3-363/2021 (закупка № 3211015159) Оренбургское УФАС России согласилось с теми антимонопольными органами, которые считают, что они вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчиков, связанные с несоблюдением требований законодательства о квотировании товаров, мотивировав свою позицию следующим:
"Одним из доводов жалобы, является то, что все закупки автогрейдеров у заказчика нацелены исключительно на приобретение автогрейдеров импортного производства, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013. Комиссия, рассмотрев указанный довод, пришла к следующему.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление № 2013) установлено, что согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. В данном случае предмету закупки соответствует позиция 158 приложения к Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «Грейдеры и планировщики самоходные» с минимальной долей закупки в 2021 г. в размере 90%.
Согласно пояснениям представителя заказчика, ГУП планируется внесение изменений в план закупки на 2021 г., что в дальнейшем приведет к соблюдению Постановления № 2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
В соответствии позициями плана на 2021 г., ГУП было запланировано 5 закупок автогрейдеров.
Комиссия приходит к выводу, о том, что проведение ГУП «Оренбургремдорстрой» хоть одной закупки из 5 автогрейдеров не российского происхождения в 2021 г., приведет к нарушению положений Постановления № 2013.
На основании изложенного, данный довод жалобы является обоснованным".
***
Представляется, что с такая правовая позиция, которая не соответствует позиции Центрального аппарата ФАС России, может разделяться и другими территориальными органами. Поэтому для приведения практики по этому вопросу к какому-то единообразию требуются соответствующие разъяснения ФАС России в адрес своих территориальных органов.
***
Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях:
Паблик (группа) ВКонтате: https://vk.com/public198885932
Паблик (группа) Facebook: https://www.facebook.com/groups/240890847361482
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок