Уважаемые Коллеги!
По сложившейся традиции начало любого года для специалиста по закупкам начинается с ознакомления с «новогодними подарками» законодателя – множеством изменений законов и подзаконных актов в сфере государственных и муниципальных закупок.
Не стал исключением в этом отношении и наступивший 2023 год. В связи с этим руководителем Балтийского тендерного центра Дон Виктором Викторовичем подготовлен настоящий обзор изменений законодательства РФ о контрактной системе.
БЛОК 1. Изменения в части правил проведения процедур конкурентных закупок.
Среди изменений, касающихся правил процедур закупок, можно выделить следующие.
1-е изменение: с 01.01.2023 г. введены новации в закупках программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов, планшетных компьютеров и искусственного интеллекта
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 2461 существенно изменён порядок реализации запрета на закупку иностранного программного обеспечения, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236):
- во-первых, с 01.01.2023 г. при установлении в извещении запрета на закупку иностранного программного обеспечения участник закупки обязан указывать в заявке порядковые номера реестровых записей в едином реестре российского программного обеспечения или в едином реестре евразийского программного обеспечения (см. новый п. 2(2) Постановления № 1236)
- во-вторых, с 01.01.2023 г. запрет на закупку иностранного программного обеспечения распространяется и на программное обеспечение в составе программно-аппаратных комплексов. Так, в единых реестрах российского и евразийского программного обеспечения будет отображаться с 2023 года информация не только об отечественных программах для ЭВМ и базах данных, но и об отечественных программно-аппаратных комплексах с соответствующими программами. Для этого в Постановлении № 1236 вводится понятие «программного-аппаратного комплекса» и устанавливается порядок их включения в реестры программного обеспечения по специальному классификатору, который должно разработать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Таким образом, видимо, по мысли разработчиков поправок, заказчикам будет труднее обходить запреты на закупку иностранного ПО, ссылаясь на то, что ими закупается не отечественное ПО, а программно-аппаратный комплекс с иностранным ПО;
Кроме того, следует отметить и другие изменения в части закупок компьютерной техники и программного обеспечения:
- с 06.01.2023 г. постановлением Правительства РФ от 28.12.2022 г. № 2470 определены особенности закупок МВД России планшетных компьютеров с кодом 26.20.11.110 на 2022-2023 годы. Установлено, что закупки таких планшетных компьютеров осуществляются МВД России путём проведения закрытых аукционов. При этом МВД России не вправе пользоваться исключением из запрета на допуск иностранной промышленной продукции, предусмотренным подпунктом д) пункта 3 постановления от 30 апреля 2020 года № 616;
- с 01.01.2023 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.11.2022 г. № 2080 единый реестр российской радиоэлектронной продукции дополнится сведениями об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта.
2-е изменение: с 01.01.2023 г. установлены экологические требования для описания отдельных товаров, являющихся объектом закупки
Так, постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 "Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования" (далее – Постановление № 1224) установлено, что с 01.01.2023 г. применяются экологические требования при закупках следующих видов товаров:
«а) изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения - туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
б) твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства - покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
в) мягкие покрытия - резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
г) контейнеры и урны для мусора;
д) удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей».
Экологические требования по этим товарам заключаются в обязанности заказчика в описании объекта закупки установить размер доли вторичного сырья, использованного при производстве товара.
Какой именно это должен быть размер доли вторичного сырья?
Ответа на этот вопрос действующее законодательство РФ о контрактной системе не содержит.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 декабря 2022 г. N 25-53/49250 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 1224» заказчики в 2023 году не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторичного сырья.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик может установить в наступившем году размер такой доли, например, в виде 0 %. С точки зрения действующей редакции Постановления № 124 главное, чтобы размер такой доли вторичного сырья был отображен в описании объекта закупки.
Также обращаю внимание читателя, что предоставления каких-либо документов для подтверждения доли вторичного сырья в составе заявки для участников не предусмотрено.
При этом, согласно вышеуказанному письму Минприроды России, заказчик вправе при исполнении контракта для подтверждения наличия вторичного сырья в закупаемой продукции затребовать у поставщика один или несколько из следующих документов:
1. письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;
2. выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
3. документацию на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам ОКПД-2.
3-е изменение: с 01.10.2023 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг описание объекта закупки в части информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, будет осуществляться в структурированном виде с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Об этом указано в будущей редакции абзаца 1 пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145.
Следует отметить, что описание характеристик объекта закупки по пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в структурированном виде посредством использования КТРУ будет являться обязательным для любых электронных процедур закупок, в том числе закрытых.
4-е изменение: с 01.01.2023 г. скорректировано понятие «участник закупки» в Законе № 44-ФЗ
Так, с этой даты установлено, что участником закупки не может являться юридическое лицо, «местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации» (далее – офшорная компания).
Такой перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России утверждён приказом Минфина России от 26.05.2022 г. № 83н, который также вступил в силу с 01.01.2023 г.
Таким образом, принадлежность юридического лица к офшорным компаниям определяется теперь специальными нормами не налогового, а бюджетного законодательства РФ.
В связи с этим заказчикам, уполномоченным органам (учреждениям) необходимо скорректировать соответствующим образом электронные документы, прилагаемые к извещению о закупке, формируемому в ЕИС, в части используемой терминологии (если таковая используется ими в указанных электронных документах).
При корректировке положений электронных документов, прилагаемых к извещению, также следует не забыть, что понятие «участник закупки» корректировалось законодателем и с 05.12.2022 г.:
- статьёй 32 Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ установлено, что с указанной даты участником закупки не могут быть юридические и физические лица, которые являются иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Единый реестр иностранных агентов ведётся с 01.12.2022 г. Минюстом России и размещается на официальном сайте данного министерства по адресу в сети «Интернет» - www.minjust.gov.ru (в соответствии с приказом Минюста России от 29.11.2022 № 307).
5-е изменение: с 01.01.2023 года законодателем устранены противоречия в части термина «конфликта интересов», использовавшегося ранее в Законе № 44-ФЗ, по отношению к нормам Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ) , путём корректировки положений пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
До этой даты в Законе № 44-ФЗ существовало своё понятие «конфликта интересов» при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в виде установления единого требования по пункту 9 части 1 статьи 31 данного закона (пояснение: исчерпывающий перечень ситуаций, которые можно толковать, как «конфликт интересов» при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ).
Однако, данное понятие «конфликта интересов» из пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (пояснение: закрытый перечень ситуаций, которые можно трактовать как конфликт интересов при осуществлении закупок) вступало в противоречие с нормами законодательства РФ о противодействии коррупции – Закон № 273-ФЗ не содержит исчерпывающего (закрытого) перечня случаев, которые можно трактовать как конфликт интересов (см. часть 1 статьи 10 Закона № 275-ФЗ).
Поэтому для устранения данного противоречия между законодательством РФ о контрактной системе и законодательством РФ о противодействии коррупции законодателем:
- с 01.07.2022 г. на руководителей заказчика, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок была возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с нормами Закона № 275-ФЗ (часть 7 статьи 38, часть 10 статьи 39 Закона № 44-ФЗ);
- с 01.01.2023 г. произведено уточнение единого требования, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в части декларирования участником закупки:
«9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества».
Таким образом, после 01.01.2023 г. даже если участником закупки продекларировано соответствие единому требованию по пункту 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и (или) даже, если участник закупки фактически соответствует этому требованию, то отсутствуют какие-либо препятствия для привлечения работников заказчика к ответственности при наличии ЛЮБОГО КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ при осуществлении закупок в соответствии с нормами Закона № 273-ФЗ.
Для понимания сути изменений рассмотрим следующий пример:
- член закупочной комиссии или контрактный управляющий является бывшим работником участника закупки, заявку которого он рассматривает или продукцию которого принимает. Данным участником закупки продекларировано в составе заявки отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Однако, наличие данной декларации в составе заявки не означает, что член комиссии или контрактный управляющий, которые не приняли мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов в соответствии с требованиями Закона № 273 –ФЗ, не будут привлечены к ответственности.
Указанные лица – член закупочной комиссии и контрактный управляющий – подлежат привлечению к ответственности как за нарушение норм Закона № 273-ФЗ, так и норм Закона № 44-ФЗ (часть 7 статьи 38, часть 10 статьи 39 Закона № 44-ФЗ).
В связи с этим заказчикам, уполномоченным органам (учреждениям) необходимо с учётом этих изменений скорректировать:
- с 01.01.2023 г. положения извещения о закупке для приведения их в соответствие с новой редакцией пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также локальные нормативные акты, регламентирующие работу контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок (в том числе должностные инструкции (регламенты)) в части необходимости принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, если это не было сделано в прошлом году.
6-е изменение: с 01.01.2023 года комиссия по осуществлению закупок не обязана проверять правильность размера предоставленного «демпинговавшим» участником закупки обеспечения исполнения контракта, а также достоверность предоставленной информации о добросовестности такого участника
С этой даты признание информации о добросовестности недостоверной осуществляется не закупочной комиссией, а самим заказчиком (см. новую редакцию части 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ). Соответственно, не требуется оформления специального протокола комиссией, так как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта производится на общих основаниях самим заказчиком.
Это изменение компетенции комиссии по осуществлению закупок необходимо учитывать, как заказчикам, так уполномоченным органам (учреждениям) при корректировке положений о закупочных комиссиях.
7-е изменение: с 01.01.2023 года изменены правила проведения конкурсов и аукционов в случаях, когда цена контракта снижена участником ниже нуля
Так, с 2023 года уточнены последствия подачи отрицательного ценового предложения при проведении конкурса.
Согласно новой редакции части 8 статьи 48 Закона № 44-ФЗ подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги ниже нуля, теперь означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта.
Оценка такого отрицательного ценового предложения (платы участника за право заключения контракта) при проведении конкурса должна производиться комиссией по специальным формулам оценки, предусмотренными пунктом 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.
Кроме того, с 01.01.2023 г. отменён запрет на подачу предложения о размере платы за заключение контракта свыше 100 млн. руб. при проведении аукционов «на повышение» (см. новую редакцию подпункта «г» пункта 9 части 3 статьи 49 Закона № 44-ФЗ).
8-е изменение: с 01.01.2023 года изменены правила электронного документооборота для иностранных участников
Участники закупок, являющиеся иностранными лицами, вправе использовать для подписания информации и электронных документов, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации (новая редакция части 2 статьи 5 Закона № 44-ФЗ).
Порядок признания иностранных электронных подписей установлен статьёй 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
9-е изменение: с 30.12.2022 года скорректированы условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств
В связи с тем, что Донецкая и Луганская Народные Республики вошли в состав Российской Федерации, то есть признаны её субъектами (регионами), то приказом Минфина России от 11.11.2022 № 170н товары Донецкой и Луганской Народных Республик исключены из перечня иностранных товаров, при закупке которых устанавливаются условия допуска, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
Соответственно, данное изменение необходимо учитывать при подготовке извещения об осуществлении закупки.
Аналогичные изменения в части исключении товаров из ДНР и ЛНР в связи с признанием их субъектами РФ будут осуществлены в ближайшее время и в других подзаконных актах в сфере импортозамещения закупок.
10-е изменение: с 01.01.2023 года изменен ряд требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки
Согласно изменениям в требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки:
- установлено, что гарантия, предоставленная в качестве обеспечения заявки, обеспечивает все обязательства, предусмотренные статьёй 44 Закона № 44-ФЗ, а не только, указанные в части 15 этой статьи (см. новую редакцию пункта 1 части 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ);
- если в течение одного календарного квартала заявки участника закупки, поданные на одной и той же электронной площадке, будут трижды отклонены по причине их несоответствия требованиям извещения о закупке, то информация об этом направляется оператором электронной площадки в течение не 30-ти календарных, а 15-ти рабочих дней (новая редакция пункта 1 части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ).
11-е изменение: с 01.01.2023г. уточнен ряд положений Закона № 44-ФЗ о спецсчетах участников закупки
Согласно новой редакции подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки в виде денежных средств, блокированное на спецсчёте участника, в случае уклонения от заключения контракта переводится «на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».
Кроме того, изменён срок информирования оператором электронной площадки банка о трехкратном отклонении заявок участника на одной и той же площадке в течение квартала: такая информация направляется в банк не через 30, а через 15 рабочих дней.(новая редакция пункта 1 части 14 статьи 44 Закона № 44-ФЗ).
12-е изменение: с 01.01.2023 года скорректированы правила проведения совместных конкурсов и аукционов
В пункте 4 части 1 статьи 25 Закона № 44-ФЗ уточнено, что в случае, когда стороной соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона является уполномоченный орган, осуществляющий исключительно полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчика, то контракт по результатам такого совместного конкурса или аукциона заключается самим заказчиком, а не уполномоченным органом.
БЛОК 2. Изменения в части правил осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Среди основных изменений в закупках у единственного поставщика в 2023 году можно выделить следующие:
1-е изменение: с 01.01.2023 г. дополнены основания закупки у единственного поставщика
Так, с этой даты разрешено осуществлять закупки:
- услуг у единственного поставщика не только услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и с отходами I и II классов опасности (новая редакция пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
- на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники (пункт 61 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
2-е изменение: с 01.01.2023 г. разрешено осуществлять закупки работ и услуг у любых государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, акционерных обществ со 100 %-м участием РФ, если их полномочия прописаны в федеральных законах и законах субъектов РФ, нормативных актах Президента РФ и Правительства РФ
Из формулировки пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ исключили фразу об обязательной «подведомственности» органу исполнительной власти госучреждений и госпредприятий для осуществления закупок работ и услуг по этому пункту.
Соответственно, это изменение делает возможным с 01.01.2023 г. осуществление закупок по данному пункту любых работ и услуг у госучреждений и госпредприятий через прописывание им соответствующих полномочий в федеральных и региональных законах (для законов субъектов РФ – до 01.07.2023 г.), а также в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ.
3-е изменение: с 01.01.2023 г. упрощён порядок осуществления закупки у единственного поставщика в электронной форме
Главным изменением является отказ от обязательности наличия не менее чем 2-х предварительных предложений о поставке товара при его закупке заказчиком у единственного поставщика в электронной форме.
Согласно новой редакции части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта заказчику теперь достаточно одного предварительного предложения от участника закупки.
Кроме того, планируется, что с 2023 года предварительные предложения о поставке товара будут поступать заказчику посредством функционала ЕИС со всех электронных площадок в порядке информационного взаимодействия, установленном Правительством РФ (пока такого акта Правительства РФ нет).
БЛОК 3. Изменения в части продления и расширения антикризисных мер в связи с проведением Специальной военной операции и принятием в состав России новых субъектов
На 2023 год продлены следующие антикризисные меры:
1. До 31.12.2023 г. включительно Правительство РФ и высший орган исполнительной власти субъекта РФ (в части закупок для региональных и муниципальных нужд) вправе устанавливать дополнительные основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
При этом автор обзора обращает внимание читателя на следующие обстоятельства:
- с 29.12.2022 г. в пункте 1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359 исключён срок его действия, то есть по этому постановлению можно осуществлять закупки и в 2023 году;
- после 04.11.2022 г. документы о приёмке, информация и документы, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по таким дополнительным основаниям, не размещаются на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (см. части 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ);
2. До 31.12.2023 г. продлено право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств, за исключением случая, когда контрактом в 2023 году предусмотрена выплата аванса без его казначейского сопровождения (новая редакция части 64.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ);
3. До 01.01.2024 г. продлено право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов на основании решения органа власти (новая редакция части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
При этом в 2023 году продолжает действовать постановление Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838, которое позволяет менять на основании решения органа власти условия контрактов в связи с мобилизацией в Российской Федерации;
4. До 31.12.2023 г. продлено право изменять по соглашению сторон условия контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов с изменением количества и пропорциональным изменением цены в пределах 30% (новая редакция части 65.2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ);
5. До 01.01.2024 г. продлено право в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2023 году применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (новая редакция части 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
Предельные размеры цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, установлены в постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186.
При этом соответствующие изменения на момент написания настоящего обзора – 08.01.2023 г. пока не внесены в постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. № 1315, которое регламентировало возможность изменения контрактов в связи с существенным ростом цен на строительные ресурсы в 2021-2022 годах;
6. До 01.04.2024 г. продлена возможность изменять в 2023 году существенные условия исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 (новая редакция части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
При этом согласно новой редакции подпункта ж) пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 в 2023 году допускается изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Помимо продления существующих в 2023 году введены и новые антикризисные нормы:
7. Правительство РФ получает право устанавливать в 2023 году:
- дополнительные случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при которых приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть направлено до 31 декабря 2023 года включительно (пункт 1 части 7 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ);
- дополнительные случаи для открытых конкурентных закупок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, при которых на официальном сайте ЕИС не размещаются информация и документы, в том числе содержащиеся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (пункт 2 части 7 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ);
- особенности планирования и осуществления в 2023 - 2025 годах закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях (часть 73 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
8. До 31.12.2023 г. предусмотрено право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов в соответствии с пунктами 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (часть 65.3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ)
9. До 31.12.2023 г. снимается ограничение в размере 50 млн. рублей в части предельного размера годового объема закупок у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для:
- федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им госучреждений и госпредприятий, указанных в пункте 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- орган исполнительной власти, осуществляющий закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ (часть 72 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
БЛОК 4. Изменения в части исполнения контрактов и ведения Реестра контрактов
1-е изменение: с 01.01.2023 г. заказчики федерального уровня начнут формировать распоряжения о совершении казначейских платежей в ЕИС в сфере закупок, а с 01.07.2023 года заработает автоматический контроль посредством ЕИС для таких распоряжений
Формирование распоряжений о совершении казначейских платежей обязательно с 01.07.2023 г. для заказчиков федерального уровня по контрактам, подлежащим включению в Реестр контрактов:
- см. приказ Федерального Казначейства от 29.07.2022 № 19н (далее – Приказ № 19н) «О внесении изменений в Порядок казначейского обслуживания, утвержденный приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. № 21н» и приказ Федерального Казначейства от 29.07.2022 № 20н (далее – Приказ № 20н) «О внесении изменений в Правила организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденные приказом Федерального казначейства от 13 мая 2020 г. № 20н».
При этом согласно новой редакции пункта 1.5 Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10 декабря 2021 г. № 39н, к уполномоченным лицам заказчика в ЕИС теперь относятся и сотрудники заказчика, которые вправе подписывать в ЕИС распоряжения о казначейских платежах. Это лицо, которое указано в карточке образцов подписей к лицевым счетам.
Данные лица, уполномоченные подписывать в ЕИС распоряжения о казначейских платежах, должны были быть перерегистрированы заказчиками в ЕИС до 01.01.2023 года.
В случае, если это по каким-либо причинам не было сделано, то заказчики федерального уровня столкнутся с невозможностью проведения оплаты казначейских платежей по контрактам, подлежащим регистрации в ЕИС, в начале 2023 года.
Кроме того, с 01.07.2023 в целях сокращения сроков оплаты контрактов будет осуществляться автоматический контроль распоряжений на совершение казначейских платежей посредством ЕИС в сфере закупок, для этого с 01.07.2023 в целях автоматического формирования информации об оплате в Реестре контрактов будет дополнен перечень реквизитов и проверок таких распоряжений.
Что касается заказчиков регионального и муниципального уровня, то для них обязательное заполнение распоряжений на совершение казначейских платежей посредством функционала ЕИС наступит в следующем году – с 01.01.2024 года.
2-е изменение: изменения в Правилах ведения реестра контрактов в 2023 году
Постановлениями Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359 и от 31.10.2022 г. № 1496 внесены существенные изменения в Правила ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, утв. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 (далее – Правила ведения реестра контрактов), в том числе осуществлен перенос срока ввода в действие многих положений данных Правил в 2023-2024 годах.
Среди данных изменений Правил ведения реестра контрактов следует отметить следующие, которые касаются именно наступившего 2023 года:
1) с 29.12.2022 г. дополнен перечень случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в абзаце а) пункта 7 Правил ведения реестра контрактов, информация и документы об осуществлении которых не размещаются на официальном сайте ЕИС.
Речь идёт о случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 3, 7, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 45, 50 - 52, 56, 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
В этой части Правила ведения реестра контрактов приведены в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 103 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе;
2) с 01.01.2023 г. определены правила округления стоимостных показателей, включаемых в документ о приемке при исполнении контракта (новый подпункт м) пункта 14 Правил ведения реестра контрактов):
- при формировании документа о приемке цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой;
- общая стоимость исполненных обязательств, сумма налога (при наличии) округляются по математическим правилам округления до 2 цифр после запятой;
- погрешность округления может быть учтена в размере общей стоимости исполненных обязательств при формировании документа о приемке, являющегося последним документом о приемке при условии не превышения цены контракта, максимального значения цены контракта;
3) в связи с введением для заказчиков федерального уровня обязанности формирования распоряжений о совершении казначейских платежей с планируемым последующим их автоматическим контролем, с 01.01.2023 г. на данную категорию заказчиков распространяется действие:
- подпункта "р" пункта 10 Правил ведения реестра контрактов - в части формирования информации, необходимой для уплаты неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком федерального уровня;
- абзаца 8 подпункта "а" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов – в части указания заказчиками федерального уровня размера налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ в случае уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- абзаца 9 подпункта "а" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов - в отношении указания реквизитов счета поставщика (подрядчика, исполнителя) для перечисления денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, если заказчику федерального уровня в Федеральном казначействе в установленном порядке открыт лицевой счет получателя бюджетных средств;
- абзаца 10 подпункта "а" пункта 11 Правила ведения реестра контрактов – в части указания заказчиком федерального уровня суммы требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком и неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), удерживаемой из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю);
2) с 01.07.2023 г. будут применяться следующие положения Правил ведения реестра контрактов:
- абзац 3 подпункта "к" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов – в части осуществления автоматизированного контроля распоряжений о совершении казначейских платежей для заказчиков федерального уровня;
- пункт 21 Правил ведения реестра контрактов – в части использования идентификаторов документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, информации об этапе исполнения контракта, включаемой в реестровую запись;
- абзац 9 подпункта "з" пункта 10 Правил ведения реестра контрактов - в части указания в Реестре контрактов места поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
-абзац 10 подпункта "з" пункта 10 Правил ведения реестра контрактов - в части указания в Реестре контрактов места выполнения работы или оказания услуги;
- абзац 5 подпункта "а" пункта 13 Правил ведения реестра контрактов - в части указания адреса страницы официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой размещено решение суда о расторжении контракта;
- абзац 2 подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра контракта – в части автоматического формирования информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренной подпунктом б) пункта 10 Правил в случае, если контракт подписан заказчиком с использованием ЕИС.
3-е изменение: с 04.01.2023 г. главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета при закупках отдельных видов промышленных товаров обязаны устанавливать аванс не менее 80%
Перечень таких промышленных товаров приведён в постановлении Правительства РФ от 24.12.2022 № 2411 "Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства"
Условие о 80 % авансирования в отношении промышленных товаров из перечня применяется при установлении в закупке запрета на допуск иностранных промышленных товаров.
БЛОК 5. Иные изменения
Среди остальных изменений 2023 года следует выделить:
1. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 в части установления особенностей составления ежегодного отчета об объеме закупок у СМП и СОНО организациями, указанными в части 71 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
Согласно указанной норме закона в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа органов власти, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Данные изменения необходимо учитывать заказчикам в сфере здравоохранения при формировании и размещении отчёта об объёме закупок у СМП и СОНО за 2022 год.
2. Расширено применение норм Закона № 44-ФЗ для юридических лиц, получающих субсидии на осуществление капитальных вложений и/или на возмещение затрат, связанных с такими капитальными вложениями в объекты капитального строительства, которые указаны в части 4.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
Речь идёт о субсидиях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса РФ.
Теперь юридические лица, получающие указанные субсидии на осуществление капитальных вложений, обязаны применять нормы Закона № 44-ФЗ, касающиеся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов, независимо от того, являлось или нет условиями предоставления таких субсидий передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность.
На юридические лица-получателей таких субсидий распространяются нормы законодательства РФ о контрактной системе в части мониторинга, аудита и процедурного контроля закупок.
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 4366-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.05.2022 № 1316-р в части проведения госзакупок в упрощенной форме в сфере науки и высшего образования.
Согласно указанной норме закона продлено на 2023 год право Минобрнауки России и государственных образовательных организаций высшего образования, государственных научных организаций осуществлять закупки ряда товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок.
***
Надеемся, что данный обзор изменений законодательства РФ о контрактной системе, составленный руководителем Балтийского тендерного центра В.В. Доном по состоянию на 08.01.2023 г., окажется полезным для специалистов в сфере закупок в 2023 году.
Автор:
Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок