«Мегажесть»: с 01.07.2021 г. планируется введение ежемесячной отчётности о соблюдении заказчиками квотирования закупок в рамках 223-ФЗ

Минфином России на федеральном портале правовых актов завершено   общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ с очень длинным названием:   О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных...Минфином России на федеральном портале правовых актов завершено   общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ с очень длинным названием: 

О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. 

Как следует из текста указанного проекта постановления Правительства РФ, если он не претерпит каких-либо изменений, заказчики в рамках Закона № 223-ФЗ будут обязаны с 01.07.2021 г. размещать в составе ежемесячной отчётности о закупках информацию о соблюдении обязательной минимальной доли закупок отечественных товаров в рамках постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2013 (далее – Постановление № 2013). 

Для этого предусматривается внесение следующих изменений в Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 (далее – Постановление № 908): 

- запланировано установление специальной ежемесячной формы сведений о заключённых договорах, которая будет являться приложением к Постановлению № 908 и по которой заказчики должны предоставлять сведения о заключённых договорах в отчётном месяце. 

В этой форме, формируемой с помощью функционала единой информационной системы в сфере закупок, будет отражаться заказчиками ежемесячно: 

- как информация о заключённых в отчётном периоде (месяце) договорах, предусмотренная частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках (пояснение: речь идёт о «стандартной» ежемесячной отчётности о заключённых договорах, которая размещается в настоящее время заказчиками);

«Мегажесть»: с 01.07.2021 г. планируется введение ежемесячной отчётности о соблюдении заказчиками квотирования закупок в рамках 223-ФЗ

 

- так и информация (сведения) о закупках товара российского происхождения, в том числе товара, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. 

Последняя будет отображаться в разделах 3 и 4 формы посредством указания  товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приёмка которых осуществлена в отчетном месяце. 

Информация о таких закупках квотируемых товаров будет отображаться заказчиками помесячно (по мере их приёмки) в разделе 3 формы.

«Мегажесть»: с 01.07.2021 г. планируется введение ежемесячной отчётности о соблюдении заказчиками квотирования закупок в рамках 223-ФЗ

 

При этом предусматривается следующая инструкция по заполнению раздела 3 формы ежемесячной отчётности: 

«457. В разделе 3 приложения к настоящему Положению: 

а) в графах 2 и 3 указывается информация о коде товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и наименовании товара, в отношении которого установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения.

Такая информация указывается: 

в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона
и устанавливающим минимальную долю минимальная доля закупок товаров российского происхождения; 

в отношении товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в отчетном месяце; 

б) в графе 4 указывается размер минимальной доли закупок товаров российского происхождения в отношении товара, указанного в графе 3, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона и устанавливающим минимальную долю закупок товаров российского происхождения; 

в) в графе 5 указывается следующая информация о договорах на поставку товара, в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: 

уникальный номер (уникальные номера) реестровой записи (реестровых записей) из реестра договоров, заключенных заказчиками, в отношении договора (договоров), при исполнении которого (которых) в отчетном месяце
в такой реестр включена информация о приемке товара (в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3; 

указание на наличие договоров, заключенных по результатам закупок, предусмотренных подпунктами "а" – "в" пункта 456 настоящего Положения; 

г) в графе 6 указывается объем товара (в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3, в отношении которого в отчетном месяце осуществлена приемка; 

д) в графе 7 указывается объем товара российского происхождения (в том числе товаров, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которого в отчетном месяце осуществлена приемка". 

Итоговые показатели по соблюдению заказчиками требований Постановления № 2013 будут отображаться в отчётности за  последний месяц календарного года, для которого предусмотрен специальный раздел 4 данной формы.

«Мегажесть»: с 01.07.2021 г. планируется введение ежемесячной отчётности о соблюдении заказчиками квотирования закупок в рамках 223-ФЗ

При этом предусматривается следующая инструкция по заполнению раздела 4 формы ежемесячной отчётности:  

«458. Раздел 4 приложения к настоящему Положению включается в сведения о заключенных договорах, формируемые за последний месяц календарного года. В таком разделе: 

а) в графах 2 и 3 указывается информация о коде товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и наименовании товара, в отношении которого установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения. 

Такая информация указывается: 

в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона
и устанавливающим минимальную долю минимальная доля закупок товаров российского происхождения; 

в отношении товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в отчетном месяце; 

б) в графе 4 указывается размер минимальной доли закупок товаров российского происхождения в отношении товара, указанного в графе 3, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона и устанавливающим минимальную долю закупок товаров российского происхождения; 

в) в графе 5 указывается следующая информация о договорах на поставку товара, в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: 

уникальный номер (уникальные номера) реестровой записи (реестровых записей) из реестра договоров, заключенных заказчиками, в отношении договора (договоров), при исполнении которого (которых) в соответствующем году отчетного месяца в такой реестр включена информация о приемке товара (в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3;

указание на наличие договоров, заключенных по результатам закупок, предусмотренных подпунктами "а" – "в" пункта 456 настоящего Положения; 

г) в графе 6 указывается объем товара (в том числе поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3, в отношении которого в календарном году отчетного месяца осуществлена приемка; 

д) в графе 7 указывается объем товара российского происхождения (в том числе товаров, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которого в календарном году отчетного месяца осуществлена приемка; 

е) в графе 8 указывается размер достигнутой доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товара, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), который рассчитывается путем деления объема товара, указанного в графе 7, на объем товара, указанный в графе 6, и последующего умножения на 100.»

Таким образом, в результате включения сведений о закупке квотируемых товаров в состав ежемесячной отчётности о заключённых договорах, по мысли разработчиков этих поправок, будет обеспечено выполнение требований Постановления № 2013.

Согласно проекту постановления Правительства РФ, доступ к этой ежемесячной отчётности о приёмке заказчиками квотируемой продукции, размещаемой в единой информационной системе, будет предоставлен Минпромторгу России.  Однако, сведения из разделов 3 и 4 не будут отображаться в общедоступной (открытой) части единой информационной системы. 

Также обращаю внимание читателя на то, что это не все «подарки» заказчикам от ответственных за разработку проекта исполнителей Минфина России: 

-  заказчикам понадобится не только ввести отдельный штат для формирования ежемесячной отчётности о приёмке квотируемой продукции, но и, видимо, расширить штат для соблюдения новых требований к формированию «стандартной» ежемесячной отчётности о заключённых договорах, предусмотренных частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. 

Дело в том, что для указанной отчётности, как было указано выше, предусматривается специальный раздел 2 в данной форме, в котором будут указываться не просто сведения о заключённых договорах в виде 3-х отчётов по части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, а их детализация по 16-ти кодам случаев заключения договора, предусмотренным проектом: 

«..в графе 3 указывается принимающий следующие значения код, установленный для случая заключения в соответствии с Федеральным законом договора по результатам: 

110 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 32 Федерального закона (за исключением конкурентных закупок, предусмотренных статьями 3.3 – 3.5 Федерального закона); 

111 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 32 Федерального закона (за исключением конкурентных закупок, предусмотренных  статьями 3.3 – 3.5 Федерального закона), признанной несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка и с участником, подавшим такую заявку заключен договор; 

112 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.2 Федерального закона (за исключением конкурентных закупок, предусмотренных  статьями 3.3 – 3.5 Федерального закона), признанной несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, кроме заявки, поданной участником закупки, с которым заключен договор; 

120 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.3 Федерального закона; 

121 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.3 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка и с участником, подавшим такую заявку заключен договор; 

122 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.3 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, кроме заявки, поданной участником закупки, с которым заключен договор; 

130 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.4 Федерального закона; 

131 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.4 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка и с участником, подавшим такую заявку заключен договор; 

132 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.4 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, кроме заявки, поданной участником закупки, с которым заключен договор; 

140 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.5 Федерального закона; 

141 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.5 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка и с участником, подавшим такую заявку заключен договор; 

142 – конкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.5 Федерального закона, признанной несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, кроме заявки, поданной участником закупки, с которым заключен договор; 

210 – неконкурентной закупки, за исключением неконкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.6 Федерального закона; 

220 – неконкурентной закупки, предусмотренной статьей 3.6 Федерального закона; 

310 – закупки, сведения о которой не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона (за исключением закупок, предусмотренных статьей 3.5 Федерального закона); 

320 – закупки, указанной в пунктах 1 - 3 части 15 статьи 4 Федерального закона, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о такой закупке в единой информационной системе".

«Мегажесть»: с 01.07.2021 г. планируется введение ежемесячной отчётности о соблюдении заказчиками квотирования закупок в рамках 223-ФЗ

 

То есть вместо 3-х ежемесячных отчётов-сведений о заключённых договорах заказчику, если данные поправки будут приняты, с 01.07.2021 г. де-факто придётся фактически формировать до 16-ти отчётов (сведений) включительно. 

Однако, и этого исполнителям проекта постановления из Минфина России мало:

- они собираются привязать ежемесячную отчётность о заключённых договорах к  записям из реестра договоров, заключённых заказчиками. 

Для этого, по их мысли, с помощью функционала единой информационной системы новая форма ежемесячного отчёта-сведений о заключённых договорах будет формироваться автоматически не позднее 01-го числа месяца, следующего за отчётным:  

"45. Сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3 части 19 статьи 4 Федерального закона (далее – сведения о заключенных договорах), формируются в единой информационной системе согласно приложению к настоящему Положению автоматически не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным путем обработки информации, включенной  в реестр договоров, заключенных заказчиками, содержащийся в единой информационной системе". 

Автоматизация в единой информационной системе это, конечно, хорошо, но проверка сведений из реестра договоров, подгруженных в автоматически сформированный ежемесячный отчёт, всё равно будет возлагаться на заказчика, ответственные сотрудники которого должны будут отнести эти рееестровые записи к сооответствующему коду случая заключения договора. 

Это вызовет многократный рост нагрузки при заполнении ежемесячной отчётности на сотрудников заказчиков при невозможности (в большинстве случаев) расширения существующей штатной численности специалистов по закупкам. 

Кроме того, эти поправки могут негативно повлиять и на работу многих ведущих госкомпаний и госкорпораций, так как затруднят их закупочную деятельность и повлекут дополнительные издержки, связанные с такой деятельностью.

*** 

По мнению автора, предложенные исполнителями Минфина России поправки в Постановление № 908 являются откровенным бредом, так как противоречат логике и здравому смыслу и не отвечает на следующие вопросы: 

Вопрос 1.  Зачем вводить ежемесячную отчётность о приёмке квотируемых товаров, если Постановлением № 2013 вводится годовая квота (обязательная минимальная доля) таких товаров? Соответственно, логично, что и отчёт о соблюдении данной квоты должен быть годовым, а не помесячным; 

Вопрос 2. Просчитаны ли ответственными исполнителями из Минфина России административные издержки от ввода такой ежемесячной отчётности о квотировании и реакция на эти издержки госкомпаний и госкорпораций?; 

Вопрос 3. Готово ли Федеральное казначейство взять на себя ответственность за доработку функционала единой информационной системы для автоматического формирования ежемесячной отчётности о заключённых договорах по новым правилам в столь сжатые сроки, так как до часа «Х» - 01.07.2021 г. осталось менее 3-х месяцев?

Представляется, что ответа на эти вопросы бесполезно ожидать от Минфина России и с высокой долей вероятности заказчиков с 01.07.2021 г. ожидает реализация данного постановления со всеми вытекающими негативными последствиями.

*** 

Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях: 

Паблик (группа)  ВКонтате:  https://vk.com/public198885932 

Паблик (группа) Facebook: https://www.facebook.com/groups/240890847361482 

Ссылка на проект постановления Правительства РФ о мониторинге закупок и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, разработанный  исполнителями Минфина России

 

Автор: Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти