В материале «Биполярный» подход антимонопольных органов к квотированию закупок в рамках 223-ФЗ... была рассмотрена первая практика реализации заказчиками требований постановления Правительства РФ № 2013 от 03.12.2020 г. (далее - Постановление № 2013): два основных подхода антимонопольных органов к соблюдению требований Закона № 223-ФЗ о квотировании закупок отечественных товаров с 01.01.2021 г.
С момента публикации указанного материала прошло чуть более месяца, а практика контроля за соблюдением требований Постановления № 2013 дополнилась ещё двумя новыми подходами антимонопольных органов:
1. Антимонопольный орган не уполномочен осуществлять контроль за соблюдением требований Постановления № 2013.
Такого подхода придерживается Центральный аппарат ФАС России, на что ранее указывалось в экспертном материале В.Р. Байрашева: ФАС не уполномочена рассматривать жалобы по невыполнению норм о квотировании
Так, в своих решениях № 223ФЗ-171/21 от 07.04.2021 г. (закупка № 3211010326) и № 223ФЗ-158/21 от 29.03.2021 г. (закупка № 32110058856) ФАС России указала:
"В соответствии с пунктом 1 Постановления № 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Таким образом, Постановлением № 2013 установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, которая должна достигаться заказчиками при осуществлении закупок за отчетный период.
При этом положениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг не установлена обязанность заказчиков по указанию в документации о проведении конкретной закупки сведений, предусмотренных Постановлением № 2013.
Кроме того, ФАС России не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований Постановления № 2013, с учетом изложенного, Комиссии ФАС России не представляется возможным дать правовую оценку изложенному доводу Заявителя".
2. Антимонопольный орган вправе осуществлять контроль за соблюдением требований Постановления № 2013, но отсутствие товара российского происхождения, соответствующего всем требованиям закупочной документации, свидетельствует о нераспространении на всю закупку требований Постановления № 2013.
К такому выводу пришло Пермское УФАС России в решении от 08.04.2021 г. по делу № 059/07/3-314/2021 (закупка № 32110031266).
Как следует из текста решения, заказчиком - ГАУ проводился аукцион в электронной форме на поставку комплектов средств обучения и воспитания для образовательных организаций Пермского края в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
При подготовке документации о закупке заказчиком заказчиком был проведен анализ рынка оборудования, удовлетворяющего закупаемым потребностям и соответствующего требованиям, указанным в описании объекта закупки, и было установлено, что предложение о поставке товара российского производства (по всем позициям, входящим в закупаемые комплексы) не представляется возможным, поскольку ряд позиций товара, а именно IP-камера и пульт ДУ, российскими предприятиями не производятся.
На указанную закупку оборудования была подана жалоба российским производителем оборудования (ноутбуков, серверов), который указал, что ГАУ некорректно указан код ОКПД2 с целью ухода от соблюдения требований Постановления № 2013.
При этом, по мнению заявителя, отсутствие корректного кода ОКПД 2 в извещении об аукционе повлекло невозможность:
- распространения на указанную закупку действия Постановления № 2013;
- релевантного поиска спорной закупки потенциальными участниками посредством функционала сайт www.zakupki.gov.ru.
Пермское УФАС России отклонило указанные доводы жалобы, указав следующее:
"Заказчик...представил сведения, свидетельствующие о невозможности поставки лишь российского оборудования, так как отдельные позиции производятся только иностранными компаниями (письмо от 30.03.2021г.).
Так, заказчиком был проведен анализ рынка оборудования, удовлетворяющего закупаемым потребностям и соответствующего требованиям, указанным в описании объекта закупки, и было установлено, что предложение о поставке товара российского производства (по всем позициям, входящим в закупаемые комплексы) не представляется возможным, поскольку ряд позиций товара, а именно IP-камера и пульт ДУ, российскими предприятиями не производятся.
Таким образом, отсутствие оборудования российского происхождения отвечающего всем требованиям Технического задания (Приложение №2 к Документации) свидетельствует о нераспространении на настоящую закупку действия Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» и использования приоритета товарам, работам и услугам российского происхождения, в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В связи с этим, права Заявителей никак не нарушаются.
Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что выбор кода ОКПД сам по себе не предопределяет объединение в один лот тех или иных работ или услуг. Доказательств того, что выбранный заказчиком код ОКПД привел к неверному способу определению поставщика заявителями не представлено.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что правильность присвоения кода по ОКПД может влиять на релевантный поиск закупки потенциальными участниками закупки, поскольку расширенный поиск закупок, предусмотренный функционалом единой информационной системы закупок, позволяет неопределенному кругу лиц осуществлять поиск интересующих их закупок посредством использования кодов ОКПД, которые должны максимально соотносится с предметом закупки. В рассматриваемом случае заявители жалоб нашли спорную закупку в ЕИС.
Учитывая изложенное, указанный код ОКПД 2 не повлиял на права заявителей при участии в спорной закупке".
***
Представленные в материале новые подходы антимонопольных органов к практике контроля за соблюдением требований Постановления № 2013 представляют большую практическую значимость для заказчиков. Будем надеяться, что данные подходы со временем станут преобладающими для всех территориальных органов ФАС России.
***
Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях:
Паблик (группа) ВКонтате: https://vk.com/public198885932
Паблик (группа) Facebook: https://www.facebook.com/groups/240890847361482
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок