Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова рассмотрела ситуацию, когда госконтракт предусматривает поставку товаров сразу по нескольким позициям.
Вопрос заключался в том, можно ли увеличить или уменьшить количество товаров только по одной позиции, не затрагивая остальные.
Надежда Верхова напомнила, что по общему правилу стороны могут изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Если по условиям контракта поставляется товар одного вида, вопросов не возникает – поскольку цена единицы товара, рассчитанная на основании указанной нормы, и предусмотренная контрактом цена единицы товара совпадут. Затруднения появляются при поставках товаров по разным позициям.
По мнению эксперта, в такой ситуации необходимо рассчитывать среднюю цену всех товаров, которые являются предметом контракта.
Что касается принципиальной возможности увеличить или уменьшить объемы поставок только по одному товару, официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу нет. Но Минэкономразвития России подчеркивало, что изменять можно количество любых отдельных предусмотренных контрактом видов товаров (позиции), если при этом цена контракта не увеличивается более чем на 10% (Письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2874). Правда, тогда министерство ссылалось на подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Данный пункт утратил силу с 1 января 2022 года, но его содержание аналогично п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом заказчик вправе изменить лишь отдельную позицию товаров, увеличив или уменьшив количество товаров по ней не более чем на 10%.
Источник: Система ГАРАНТ
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2014 г. N Д28И-2874 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2874
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение государственного учреждения по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, увеличение количества технических средств реабилитации, предусмотренного в приложении N 1 к контракту, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона возможно по любым товарам, при этом цена контракта не может увеличиться более чем на десять процентов.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ