Представители Минфина России в своем письме напомнили, что при осуществлении закупок у единственного контрагента в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснование цены контракта по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ не требуется (письмо Минфина России от 17 апреля 2023 г. № 24-06-06/34437).
В то же время если уполномоченным федеральным органом установлен порядок определения НМЦК в "специальной" сфере на основании ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, цена контракта в этом случае определяется в соответствии с положениями соответствующего нормативного акта.
Напомним, что заказчик определяет по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ цену любого контракта, заключаемого с единственным контрагентом, при этом только в отношении закупок, поименованных в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт обоснование цены контракта.
Источник: Система ГАРАНТ
Письмо Минфина России от 17 апреля 2023 г. № 24-06-06/34437 "О рассмотрении обращения"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
По вопросу 1.
Частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом, при этом порядок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, порядок оформления результатов такой приемки, а также порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги устанавливаются заказчиком самостоятельно в контракте.
Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги согласно пункту 8 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке, подписанного заказчиком.
Положениями Закона № 44-ФЗ не установлено ограничений на осуществление приемки части поставленного товара, части выполненной работы, части оказанной услуги с их последующей оплатой ранее срока, установленного контрактом (при условии, что это не противоречит условиям заключенного контракта).
При этом осуществление приемки части поставленного товара, части выполненной работы, части оказанной услуги и оплата такой части в силу положений пункта 8.4 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ является отдельным этапом исполнения контракта.
Вместе с тем частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, если:
иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы в сфере закупок, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ;
Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
С учетом изложенного, оплата по контракту осуществляется заказчиком в соответствии с условиями, указанными в контракте, после размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке и в пределах сроков, установленных частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
По вопросу 2.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Так, указанные случаи установлены частью 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 указанной статьи, заказчик обосновывает цену контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ и включает в контракт обоснование цены контракта.
Таким образом, при осуществлении заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ не требуется.
Вместе с тем частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в сферах деятельности, определенных Правительством Российской Федерации на основании части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов.
Заместитель директора
Департамента
Д.А. Готовцев