Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации».
Исследуемый период: 9 месяцев 2016 г.
С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.
Объем объявленных закупок в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 9 месяцев 2016 г. составил 4,3 трлн руб. Схожие показатели были в 2015 г. (за аналогичный период времени) - 4,2 трлн руб.
Среди положительных тенденций аудитор отметил снижение доли закупок у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки) с 47% до 43%. Увеличилась доля закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
В настоящее время продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере закупок, доработка 44-ФЗ. Всего с момента принятия закона о госзакупках в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время фактически работают – 107 актов. По мнению Счетной палаты, постоянные изменения затрудняют правоприменительную практику, в связи с чем целесообразно ввести «мораторий» на частое внесение изменений в 44-ФЗ. «При этом действительно важные изменения в 44-ФЗ, которые планировалось принять еще в 2015 году, в настоящее время не приняты. Например, не принят акт в части внедрения с 1 января 2017 года Каталога товаров, работ, услуг», - пояснил Максим Рохмистров, добавив, что до настоящего времени так же не осуществлен переход на электронные процедуры закупок, что могло бы стать дополнительным стимулом для расширения конкуренции (на протяжении 2015 и 2016 гг. уровень конкуренции составлял около 3 заявок на 1 лот).
Согласно выводам Счетной палаты, в 2016 г. в системе государственных закупок сохранились те же недостатки, которые отмечались по итогам прошлого года.
Счетная палата по-прежнему фиксирует недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Отсутствуют общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является Каталог товаров, работ, услуг. Методические рекомендации, разъясняющие возможные способы определения НМЦК, носят необязательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности.
Сохранилось низкое качество определения федеральными органами нормативных затрат на обеспечение их функций. В актах федеральных органов отсутствуют нормативы цены и количества, отмечается значительный разброс цен на одноименные товары. Так, предельная стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тыс. руб. (Росфинмониторинг) до 173 тыс. руб. (Ростехнадзор), принтер для руководителя от 8 тыс. руб. (ФССП России) до 500 тыс. руб. (Спецстрой России), кресло руководителя от 15 тыс. руб. (Росводресурсы) до 150 тыс. руб. (Росрыболовство).
Не урегулирован вопрос об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей, что может привести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами. Например, значение характеристики «мощность двигателя» легкового автомобиля установлено для руководителя федерального государственного органа (Минсельхоз, Минэкономразвития) – не более 500 л.с., а «предельная цена» – не более 7 млн руб., значение предельной цены телефона (смартфона) установлено в размере 80 тыс. руб.
Отдельно аудитор остановился на недостатках, связанных с планированием закупок. Не все федеральные органы сформировали планы закупок при формировании проекта бюджета на 2017 г. и плановый период 2018 – 2019 гг. У ряда федеральных органов планы закупок не соответствовали установленной форме, отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 – 2019 гг., а также обоснования закупок. В результате планы закупок не стали в полной мере источником обоснований расходов при формировании проекта бюджета.
По итогам 9 месяцев 2016 г. Счетной палатой выявлено около 2 тыс. фактов нарушений при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 38 млрд руб. При этом их число по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилось в 2 раза (за 9 месяцев 2015 г. выявлено около 1 тыс. нарушений).
Почти в 2 раза увеличилось количество выявляемых нарушений и ФАС России (за 9 месяцев 2016 г. выявлено 21 139 нарушений, за 9 месяцев 2015 г. – 11 718 нарушений). На 30,4% выросло количество подаваемых жалоб в ФАС России, а также доля обоснованных жалоб (с 31 % до 44 %).
Объем объявленных закупок в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составил 14,33 трлн руб., лишь немного превысив показатели 9 месяцев прошлого года (13,84 трлн руб.).
Снизилась доля закупок у единственного поставщика с 51,1% до 41,5%. «При этом доля закупок у единственного поставщика перетекает в «прочие виды» закупок, доля которых увеличилась на 23,4% и составила около 53% общего объема объявленных закупок», - пояснил Максим Рохмистров. По его словам, доля открытых и понятных процедур конкурса и аукциона по-прежнему остается незначительной - за 9 месяцев 2016 г. она составила 4,6% (за 9 месяцев 2015 г. – 3,3 %).
По-прежнему, отсутствует исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках 10 компаний* показал, что они применяют от 4 до 7 способов закупки, а с учетом их различных вариаций - до 30 способов. Сохраняется большое количество операторов электронных площадок. Так, анализ закупочной деятельности 10-ти указанных выше компаний показал, что они используют 11 электронных площадок, при этом каждая из компаний использует ресурсы от 1 до 4 площадок. Все это увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и влечет снижение уровня конкуренции**.
В 223-ФЗ отсутствуют нормы, направленные на повышение эффективности расходования средств на закупки. Необходимость обосновать НМЦ договоров закреплена только в положениях «Автодора», «Аэрофлота» и ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов». Анализ положений о закупках 10 организаций показал, что в 6 положениях не установлен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.
По итогам 9 месяцев 2016 г. в рамках корпоративных закупок Счетной палатой выявлено 90 фактов нарушений на общую сумму более 354,6 млн руб., связанных с несоблюдением заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках.
Система корпоративных закупок по-прежнему характеризуется низким уровнем эффективности и конкуренции при осуществлении закупок. Относительная экономия по 223-ФЗ составила 1,8% (для сравнения по 44-ФЗ – 9,2%). Уровень конкуренции при корпоративных закупках составил 1,71 заявок на 1 лот, при этом в рамках 44-ФЗ он почти в 2 раза выше (2,96 заявки).
«Положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит. В этой связи необходимо внесение изменений в закон, направленных на стандартизацию закупочного процесса заказчиков, повышение прозрачности корпоративных закупок, формирование единой закупочной политики в крупных холдинговых компаниях», - резюмировал Максим Рохмистров.
В целях устранения недостатков в системе корпоративных закупок Счетной палатой еще по итогам 2015 г. предлагалось оперативно внести изменения в 223-ФЗ. Однако в настоящее время законопроект все еще не принят.
Справочная информация: *ПАО АНК «Башнефть», Государственная компания «Автодор», ПАО «Ростелеком», АО «Объединенная зерновая компания», ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Русгидро», ПАО «Туполев», АО «Гознак», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» ** Например, потенциальному участнику закупок для участия в торгах компании АО «Гознак», нужно будет пройти аккредитацию на 3 электронных площадках. При этом стоимость за участие в торгах на электронной площадке Тендер Про составляет от 3,5 тыс. руб., на Фабрикант – за 3 месяца – 14,4 тыс. руб., 12 месяцев – 66,0 тыс. руб. |
Источник: Официальный сайт Счетной палаты РФ.