Унификация нацрежима по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: что изменится с 1 октября

Минфин предложил ввести общие правила национального режима для всех госзаказчиков с 1 октября 2023 года. Нормы 223-ФЗ планируют приблизить к положениям 44-ФЗ. Это не первое серьезное изменение нацрежима в этом году.Минфин предложил ввести общие правила национального режима для всех госзаказчиков с 1 октября 2023 года. Нормы 223-ФЗ планируют приблизить к положениям 44-ФЗ. Это не первое серьезное изменение нацрежима в этом году.

Рассказываем, какие правила действуют сейчас и что поменяется осенью.

Содержание

- Как сейчас применяют нацрежим заказчики по 44-ФЗ

- Как сейчас применяют нацрежим заказчики по 223-ФЗ

- Последние изменения нацрежима

- Что планируют поменять в нацрежиме осенью

- Как изменятся наказания за нарушение нацрежима

Как сейчас применяют нацрежим заказчики по 44-ФЗ

Госучреждения обязаны закупать товары с учетом правил национального режима (ст. 14 44-ФЗ). Их применение сводится к:

  1. Запретам допуска, когда поставщиков импортной продукции отклоняют при наличии предложений о поставке товаров из РФ и ЕАЭС.
  2. Ограничениям допуска: импортные товары покупают только при определенных условиях.
  3. Преференциям. В этом случае поставщики импорта участвуют в тендере на менее выгодных условиях, чем участники с товаром из РФ или стран ЕАЭС.
  4. Соблюдению минимальной доли закупок отечественных товаров.

Применять ли в закупке нацрежим, заказчик решает исходя из вида товара и его кода ОКПД 2. Если код есть в соответствующем постановлении или приказе, ему придется проводить закупку по правилам нацрежима. Нюансы применения правил указаны там же.

Нацрежим не применяют, если закупка:

  • подпадает под перечень исключений,
  • проводится для силовых ведомств.

Например, с 1 марта 2023 года запреты на покупку импорта не применяют в тендерах на поставку рабочего инструмента.

Подробнее о применении того или иного правила нацрежима можно посмотреть в соответствующем постановлении или приказе:

Правило нацрежима

В каких закупках применяют

Ссылка на закон

Запрет на покупку импортных товаров

Промтовары

ПП № 616 от 30.04.2020

Программы

ПП № 1236 от 16.11.2015

Ограничения допуска импорта

Лекарства

ПП № 1236 от 16.11.2015

Медизделия

ПП от 05.02.2015 № 102

Продукты

ПП от 22.08.2016 № 832

Промтовары

ПП № 617 от 30.04.2020

Радиоэлектроника

ПП № 878 от 10.07.2019

Преференции

Продукты

Промтовары

Электроника

Транспорт

Спецтехника

Программы

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н

Минимальная доля закупок отечественных товаров

Промышленная продукция

ПП от 03.12.2020 № 2014

Запрет на размещение госзаказа в фирмах из недружественных стран

Оказание услуг и выполнение работ

127-ФЗ от 04.06.2018

В список недружественных государств на сегодняшний день входят страны-члены Евросоюза, США, Австралия, Великобритания, Канада, Япония и другие (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р).

Как сейчас применяют нацрежим заказчики по 223-ФЗ

На сегодняшний день 223-ФЗ предусматривает только преференции отечественным товарам и обязательную долю закупок российских товаров, которую должны соблюдать госзаказчики (п. 1 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ).

Правило нацрежима

В закупках каких товаров применяют

Ссылка на закон

Преференции

Конкретный перечень товаров не установлен. Не устанавливают в закупках у ед. поставщика

ПП от 16.09.2016 № 925

Минимальная доля закупок отечественных товаров

Промышленная продукция

ПП от 03.12.2020 № 2013

Запрет на размещение госзаказа в фирмах из недружественных стран

Оказание услуг и выполнение работ

127-ФЗ от 04.06.2018

Последние изменения нацрежима

Напоминаем о ключевых изменениях правил нацрежима для госзаказчиков, которые вступили в силу этой весной:

1) В закупках инструмента разрешено не применять запреты допуска импорта по ПП № 616. Перечень товаров, которые подпадают под действия запретов расширен.

2) Для закупок с ограничениями допуска по ПП № 617 введен новый алгоритм выбора победителя тендера — «второй лишний». Теперь для отклонения предложений с импортной продукцией достаточно одной заявки с российскими или приравненными к ним товарами. Подтвердить страну-изготовителя стало проще — теперь поставщики указывают в заявке номер реестровой записи. Перечень товаров, которые подпадают под ограничения также скорректирован. При поставке подтверждать ее больше не нужно.

3) В закупках радиоэлектроники введена трехуровневая система выбора поставщика, где товары разделены на российские, товары с зарубежными деталями и импорт. Список электроники, к которой применяют ограничения по ПП № 878 изменен.

4) Изменен перечень товаров, при закупках которых необходимо соблюдать лимит покупок отечественной продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для каких закупок актуально

Ссылка на закон-регулятор

Что изменилось

Ссылка на основание для изменений

С какого числа работают новые правила

Промтовары

ПП № 616

Основания для неприменения запретов

Расширен перечень товаров, которые подпадают под запреты

ПП № 318 от 28.02.2023

01.03.2023

Промтовары

ПП № 617

Введен новый алгоритм выбора победителя тендера — «второй лишний»

Упрощены правила подтверждения страны-изготовителя в заявке и при поставке продукции

ПП № 318 от 28.02.2023

01.03.2023

Упрощены правила подтверждения страны-изготовителя при поставке продукции

ПП № 889 от 31.05.2023

01.06.2023

Радиоэлектроника

ПП № 878

Введена трехуровневая система выбора поставщика

Расширен перечень товаров, которые подпадают под ограничения

ПП №486 от 30.04.2020

20.04.2023

Промышленная продукция

ПП № 2014

Изменен перечень товаров, при закупке которых необходимо соблюдать минимальную долю

ПП № 318 от 28.02.2023

01.03.2023

ПП № 2013

Список товаров расширен товаров, при закупке которых необходимо соблюдать минимальную долю

ПП № 318 от 28.02.2023

01.03.2023

Что планируют поменять в нацрежиме осенью

Минфин предложил ввести общие правила нацрежима для всех госзаказчиков с 1 октября 2023 года. На деле это означает приближение правил 223-ФЗ к 44-ФЗ и ужесточение контрактного законодательства.

Если сейчас госкомпании по 223-ФЗ устанавливают только преференции, по новым правилам они начнут применять к поставщикам:

  • Запреты на покупку импортных товаров. Менять при поставке отечественный товар на импортный, даже если он лучше по характеристикам, будет нельзя.
  • Ограничения на покупку импорта: купить такие товары не получится, если на торги вышел поставщик с российскими товарами. Поменять при поставке отечественный товар на импортный также не получится.
  • Преференции: ценовые предложения поставщиков российской продукции будут виртуально снижать на 15%, что заставит поставщиков импорта снижаться еще сильнее или не участвовать в тендере.

Новые правила применения нацрежима станут жестче. Их придется соблюдать не только в тендерах, но и в закупках у ед. поставщика. Плюс правок в том, что в законе появится общее правило по предоставлению преференций: цену, которую предложил участник, виртуально снизят на 15% и при проведении аукциона.

Всем госзаказчикам придется отчитываться о соблюдении лимита закупок отечественных товаров в срок до 1 февраля.

Как изменятся наказания за нарушение нацрежима

Госзаказчики отвечают рублем за нарушения нацрежима. Госкомпаниям, которые работают по 223-ФЗ:

  • Подготовка извещения с нарушениями закона грозит штрафом: 2-3 тыс. руб. на сотрудника и 5-10 тыс. руб. на организацию (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП).
  • Предъявление к участникам тендера требований с нарушениями закона: от 2 до 3 тыс. руб. на сотрудника и от 5 до 10 тыс. руб. на компанию (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП).

Заказчики, которые проводят тендеры по 44-ФЗ, также отвечают за несоблюдение запретов, ограничений и особых условий допуска импортных товаров при проведении госзакупок. Например, некорректное извещение может обойтись руководителю заказчика в 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП). А выбор победителя торгов с нарушениями закона может привести к штрафу на сотрудника — 50 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30 КоАП).

Теперь Минпромторг предложил увеличить ответственность заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ за несоблюдение правил нацрежима: увеличить действующие штрафы и ввести новые. Например, за неразмещение данных о закупках отечественной продукции по 223-ФЗ.

Мы будем следить, в какой редакции примут изменения в правила нацрежима.

Источник: Контур Закупки

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта: 01/05/04-23/00137928) 

Вносится

Правительством Российской Федерации

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Статья 1 

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; 2012, № 53, ст. 7649; 2013, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3947; 2016, № 15, ст. 2066; 2018, № 1, ст. 65, 89; № 27, ст. 3957; 2019, № 31, ст. 4422; 2020, № 17, ст. 2702; № 31, ст. 5009; № 52, ст. 8598; 2021, № 9, ст. 1467; № 15, ст. 2453; № 27, ст. 5105; 2022, № 16, ст. 2611)
следующие изменения: 

1) пункт 1 части 8 статьи 3 признать утратившим силу; 

2) дополнить статьей 31-4 следующего содержания: 

"Статья 31-4Применение национального режима при осуществлении закупок  

1. При осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. 

2. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации: 

1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: 

а) запрет закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом; 

б) ограничение закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; 

в) преимущества товару российского происхождения, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом; 

2) определяет информацию и документы, которые подтверждают российское происхождение товара в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. 

3. При принятии Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, должны соблюдаться следующие требования: 

1) такие меры не могут быть приняты в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, выполняемой, оказываемой лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, если Российской Федерацией с таким иностранным государством заключен международный договор, предусматривающий предоставление таким товарам, работам, услугам национального режима. При этом такие меры могут быть приняты в случаях, при которых международным договором допускается возможность непредоставления национального режима; 

2) меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не могут быть приняты в отношении товара, работы, услуги, в отношении которых приняты меры, предусмотренные подпунктом "а" указанного пункта. 

4. При осуществлении закупки товара: 

1) если Правительством Российской Федерации установлен предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи запрет закупок такого товара, не допускается: 

а) заключение договора, предусматривающего поставку такого товара, происходящего из иностранного государства; 

б) замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства; 

2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок такого товара, не допускается: 

а) заключение договора, предусматривающего поставку такого товара, происходящего из иностранного государства, в случае участия в закупке участника закупки, предлагающего к поставке товар российского происхождения, при условии соответствия такого участника закупки и его предложения, поданного при участии в закупке, требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки); 

б) замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор предусматривает поставку товара российского происхождения; 

3) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи преимущество такому товару российского происхождения: 

а) при рассмотрении, оценке, сопоставлении предложений участников закупки (если при осуществлении закупки предусмотрено такое рассмотрение и (или) оценка, и (или) сопоставление) осуществляется снижение на пятнадцать процентов ценового предложения, поданного в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке участником закупки, предлагающим к поставке весь товар только российского происхождения, либо осуществляется увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения такого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора; 

б) в случае заключения по результатам закупки договора с участником закупки, указанным в подпункте "а" настоящего пункта и предлагающим к поставке весь товар только российского происхождения, такой договор заключается без учета снижения (увеличения), осуществленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта; 

в) не допускается замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор предусматривает поставку товара российского происхождения. 

5. При осуществлении закупки работы, услуги: 

1) если Правительством Российской Федерации установлен предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи запрет закупок такой работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, не допускается: 

а) заключение договора на выполнение работ, оказание услуг с подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом; 

б) перемена при исполнении договора подрядчика (исполнителя) на иностранное лицо; 

2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок такой работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, не допускается: 

а) заключение договора с участником закупки, являющимся иностранным лицом, в случае участия в закупке участника закупки, являющегося российским лицом, при условии соответствия такого российского лица и его предложения, поданного при участии в закупке, требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки); 

б) перемена при исполнении договора подрядчика (исполнителя) на иностранное лицо, если такой договор заключен с российским лицом; 

3) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи преимущество такой работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом: 

а) при рассмотрении, оценке, сопоставлении предложений участников закупки (если при осуществлении закупки предусмотрено такое рассмотрение и (или) оценка, и (или) сопоставление) осуществляется снижение на пятнадцать процентов ценового предложения, поданного в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке участником закупки, являющимся российским лицом, либо осуществляется увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения такого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора; 

б) в случае заключения по результатам закупки договора с участником закупки, указанным в подпункте "а" настоящего пункта и являющимся российским лицом, такой договор заключается без учета снижения (увеличения), осуществленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта; 

в) при исполнении договора не допускается перемена подрядчика (исполнителя) на иностранное лицо, если такой договор заключен с российским лицом. 

6. По итогам года заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, формирует и размещает в единой информационной системе отчет об объеме закупок товаров российского происхождения. Если заказчиком не достигнута минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, предусмотренная подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи (в случае ее установления Правительством Российской Федерации), в такой отчет включается обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения. 

7. Рассмотрение предусмотренных частью 6 настоящей статьи отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения и оценка результатов осуществления в отчетном году закупок товаров российского происхождения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти до 1 марта года, следующего за отчетным годом. 

8. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, порядок формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе, на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), порядок направления отчета об объеме закупок товаров российского происхождения в предусмотренный частью 7 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, а также порядок осуществления таким органом рассмотрения отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения и оценки результатов осуществления в отчетном году закупок товаров российского происхождения."; 

3) в пункте 12 части 191 статьи 34 слова "документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3" заменить словами "информация и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31-4"; 

4) в части 2 статьи 4 слова "единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт)" исключить.

 

Статья 2 

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; № 10, ст. 1418; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4342, 4353; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 11, ст. 1493; № 27, ст. 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 18, ст. 2660; № 24, ст. 3475, 3477; № 31, ст. 4747, 4780; 2018, № 1, ст. 59, 87, 88, 90; № 27, ст. 3957; № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6848; № 53, ст. 8428, 8444; 2019, № 14, ст. 1463; № 18, ст. 2194, 2195; № 52, ст. 7767; 2020, № 9, ст. 1119; № 14, ст. 2028; № 17, ст. 2702; № 24, ст. 3754; № 31, ст. 5008; № 52, ст. 8581, 8582; 2021, № 1, ст. 33, 78; № 18, ст. 3061; № 27, ст. 5105, 5188; 2022, № 11, ст. 1596; № 16, ст. 2606; № 27, ст. 4632; № 45, ст. 7665; № 50, ст. 8794; 2023, № 1, ст. 16) следующие изменения: 

5) пункт 4 части 3 статьи 4 признать утратившим силу; 

6) статью 14 изложить в следующей редакции: 

"Статья 14.  Применение национального режима при осуществлении закупок  

1. При осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. 

2. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации: 

1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: 

а) запрет закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом; 

б) ограничение закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом; 

в) преимущества товару российского происхождения, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом; 

2) определяет информацию и документы, которые подтверждают российское происхождение товара в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. 

3. При принятии Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, должны соблюдаться следующие требования: 

1) такие меры не могут быть приняты в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, выполняемой, оказываемой лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, если Российской Федерацией с таким иностранным государством заключен международный договор, предусматривающий предоставление таким товарам, работам, услугам национального режима. При этом такие меры могут быть приняты в случаях, при которых международным договором допускается возможность непредоставления национального режима; 

2) меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не могут быть приняты в отношении товара, работы, услуги, в отношении которых приняты меры, предусмотренные подпунктом "а" указанного пункта. 

4. При осуществлении закупки товара: 

1) если Правительством Российской Федерации установлен предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи запрет закупок такого товара: 

а) заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению в соответствии с настоящим Федеральным законом; 

б) заключение контракта на поставку товара, происходящего из иностранного государства, с единственным поставщиком не допускается; 

в) не допускается замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства; 

2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок такого товара: 

а) все заявки на участие в закупке, содержащие предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежат отклонению в соответствии с настоящим Федеральным законом, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения; 

б) не допускается замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения; 

3) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи преимущество такому товару российского происхождения: 

а) при присвоении в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 15 статьи 48, подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 50, подпунктом "в" пункта 1 части 10 статьи 73, пунктом 1 части 5 статьи 74, подпунктом "в" пункта 1 части 9 статьи 75, подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 76 настоящего Федерального закона порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке всего товара только российского происхождения, осуществляется снижение ценового предложения, поданного в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, подавшим такую заявку, на пятнадцать процентов либо осуществляется увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения такого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта; 

б) если предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта участник закупки является участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, такой контракт заключается без учета снижения (увеличения), осуществленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта; 

в) не допускается замена поставляемого товара на товар, происходящий из иностранного государства, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения. 

5. При осуществлении закупки работы, услуги: 

1) если Правительством Российской Федерации установлен предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи запрет закупок такой работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом: 

а) заявка на участие в закупке, поданная иностранным лицом, подлежит отклонению в соответствии с настоящим Федеральным законом; 

б) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг с единственным подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом, не допускается; 

2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок такой работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, все заявки на участие в закупке, поданные иностранными лицами, подлежат отклонению в соответствии с настоящим Федеральным законом, если на участие в закупке российским лицом подана заявка, которая по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); 

3) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 части 2 настоящей статьи преимущество такой работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом: 

а) при присвоении в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 15 статьи 48, подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 50, подпунктом "в" пункта 1 части 10 статьи 73, пунктом 1 части 5 статьи 74, подпунктом "в" пункта 1 части 9 статьи 75, подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 76 настоящего Федерального закона порядкового номера заявке на участие в закупке, поданной российским лицом, осуществляется снижение ценового предложения, поданного им в соответствии с настоящим Федеральным законом, на пятнадцать процентов либо осуществляется увеличение на пятнадцать процентов ценового предложения такого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта; 

б) если предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта участник закупки является участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, такой контракт заключается без учета снижения (увеличения), осуществленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта. 

6. По итогам года заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, заказчик формирует и размещает в единой информационной системе отчет об объеме закупок товаров российского происхождения. 

7. Рассмотрение предусмотренных частью 6 настоящей статьи отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения и оценка результатов осуществления в отчетном году закупок товаров российского происхождения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти до 1 марта года, следующего за отчетным годом. 

8. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, порядок формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе, на официальном сайте, порядок направления отчета об объеме закупок товаров российского происхождения в предусмотренный частью 7 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, а также порядок осуществления таким органом рассмотрения отчетов об объеме закупок товаров российского происхождения и оценки результатов осуществления в отчетном году закупок товаров российского происхождения. 

9. Положения настоящей статьи не применяются при осуществлении закупок для обеспечения безопасности государства органами внешней разведки Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности, а также при осуществлении закупок для реализации мер по осуществлению государственной охраны органами государственной охраны."; 

7) в части 25 статьи 22 слова "выполнения заказчиком минимальной доли закупок" заменить словами "осуществления закупок товара, в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запреты, ограничения, преимущества,", слова ", в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд " исключить; 

8) статью 301 признать утратившей силу; 

9) в части 11 статьи 33 слова "объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок" заменить словами "являющегося объектом закупки товара, в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запреты, ограничения, преимущества", слова ", в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд " исключить; 

10) пункт 15 части 1 статьи 42 изложить в следующей редакции: 

"15) информация о запретах или ограничениях закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, о преимуществах товару российского происхождения, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, в случае, если такие запреты, ограничения, преимущества установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки; 

11) в статье 43: 

а) в пункте 5 части 1 слова "предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14" заменить словами "определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14", слова "условия допуска" заменить словом "преимущества", слова "или группы иностранных государств" исключить; 

б) в пункте 5 части 6: 

в подпункте "д" слова "со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" заменить словами "с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета закупки товара, происходящего из иностранного государства"; 

в подпункте "л" слова "со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" заменить словами "с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом"; 

12) в статье 48: 

а) в пункте 3 части 7 в первом предложении слова "или группы иностранных государств" исключить, второе предложение изложить в следующей редакции: "Информация, предусмотренная настоящим пунктом, направляется в случае указания заказчиком в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки информации об ограничениях, преимуществах, установленных в соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки"; 

б) пункты 4 и 5 части 12 изложить в следующей редакции: 

"4) предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), подпунктом "а" пункта 2 части 4, подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона; 

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие информация и документы определены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета закупок товара, происходящего из иностранного государства);"; 

13) пункты 6 и 7 части 11 статьи 73 изложить в следующей редакции: 

"6) предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 настоящей части), подпунктом "а" пункта 2 части 4, подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона; 

7) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие информация и документы определены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в документации о закупке запрета закупок товара, происходящего из иностранного государства);"; 

14) пункты 3 и 4 части 11 статьи 75 изложить в следующей редакции: 

"3) предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части), подпунктом "а" пункта 2 части 4, подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона; 

4) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие информация и документы определены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в документации о закупке запрета закупок товара, происходящего из иностранного государства);"; 

15) подпункт "г" пункта 1 части 12 статьи 93 изложить в следующей редакции: 

"г) информация и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия таких информации и документов такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства;"; 

16) в статье 95: 

а) часть 5 дополнить предложением следующего содержания:
"При этом не допускается перемена на подрядчика, исполнителя, являющегося иностранным лицом, если в отношении закупаемой работы, услуги установлены запрет, ограничение, преимущество, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и контракт заключен с российским лицом."; 

б) в части 7 слова "которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона" заменить словами "предусмотренных подпунктом "в" пункта 1, подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона"; 

17) в подпункте "а" пункта 6 части 1 статьи 1111 цифры "301" заменить цифрами "30".

 

Статья 3 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года. 

2. Положения о закупках, типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) до 1 января 2024 года. Положения о закупках, не соответствующие Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), по состоянию на 1 января 2024 года считаются не размещенными в единой информационной системе. 

3. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе, приглашения принять участие в которых были направлены либо договоры по которым заключены до даты размещения в единой информационной системе положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2024 года, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения, направления такого приглашения, заключения такого договора. 

4. Положения статьи 14, части 25 статьи 22, части 11 статьи 33, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 и подпунктов "д" и "л" пункта 5 части 6 статьи 43, пункта 3 части 7, пунктов 4 и 5 части 12 статьи 48, пунктов 6 и 7 части 11 статьи 73, пунктов 3 и 4 части 11 статьи 75, подпункта "г" пункта 1 части 12 статьи 93, частей 5 и 7 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе, приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при которых заключены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 

Президент

Российской Федерации

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти