По мнению Минэкономразвития, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке установить порядок закупки лекарств. Сюда ведомство относит и указание торговых наименований.
Чтобы действия заказчика не были признаны ограничивающими конкуренцию, рекомендуем в положении о закупке закрепить:
- общее правило о том, что лекарства закупаются по международным непатентованным наименованиям, а если таковых нет - по химическим, группировочным наименованиям;
- конкретные случаи, когда при закупке лекарств можно указать их торговые наименования.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 N Д28и-1865
Текст письма Минэкономразвития России от 26.04.2017 N Д28и-1865
Вопрос: Об указании торговых наименований лекарственных препаратов при их закупке отдельными видами юрлиц.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2017 г. N Д28и-1865
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает.
Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить порядок осуществления закупок лекарственных средств, в том числе возможность указания торговых наименований соответствующих препаратов.
Вместе с тем заказчик вправе указывать торговые наименования препаратов по аналогии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1086 утверждены Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.
При этом часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, указание торговых наименований лекарственных препаратов может быть признано антимонопольными органами неправомерными действиями, приводящими к ограничению конкуренции.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
26.04.2017