УФАС: в госзакупках работ по созданию площадок ТКО нужны доптребования в сфере благоустройства

Контролерам пожаловались, что к участникам закупки работ по обустройству контейнерных площадок не предъявили доптребования в сфере благоустройства.  Заказчик возразил. По контракту будут выполнять...Контролерам пожаловались, что к участникам закупки работ по обустройству контейнерных площадок не предъявили доптребования в сфере благоустройства.

Заказчик возразил. По контракту будут выполнять однотипные работы — устанавливать основание и ограждение.

Их нельзя отнести к таким комплексным мероприятиям, как благоустройство территории или строительство некапитальных строений (сооружений).

УФАС решило, что доптребования следовало установить:

- методрекомендации по разработке муниципальных правил благоустройства предлагают включать контейнерные площадки в перечень объектов благоустройства. Их покрытия, ограждения, а также уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование (в т.ч. урны) рекомендуют относить к элементам благоустройства;

- правила благоустройства территории, где планировали выполнять спорные работы, называют площадки ТКО объектами благоустройства, а контейнеры, ограждение и покрытие — их элементами.

К сходным выводам приходили Ленинградское и Амурское УФАС. Однако в практике есть и другое мнение.

Отметим, обязанность предъявлять доптребования к участникам подобных закупок зависит не только от содержания муниципальных правил благоустройства, но и от характера работ. Так, Кировское УФАС посчитало, что для содержания контейнерных площадок специальный опыт не нужен.

Документ: Решение Свердловского УФАС России от 23.06.2023 по жалобе № 066/06/31-2245/2023

Источник: Консультант Плюс

Решение Свердловского УФАС России от 23.06.2023 по жалобе № 066/06/31-2245/2023

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 066/06/31-2245/2023

г. Екатеринбург

23.06.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:

*посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00 при участии представителей: — заказчика в лице Администрации муниципального образования «Каменский городской округ» *

— в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, — в отсутствие представителей заявителя в лице ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (вх. № 13157-ЭП/23 от 19.06.2023) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования «Каменский городской округ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Каменском городском округе Свердловской области (извещение № 0862300040423000026) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (вх. № 13157-ЭП/23 от 19.06.2023) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования «Каменский городской округ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Каменском городском округе Свердловской области (извещение № 0862300040423000026) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.

В жалобе заявитель указывает на то, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе, выразившимися в неприменении к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводом заявителя не согласились.

Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.

Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

08.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту – единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ТЭК-Торг (http://www.tektorg.ru/) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0862300040423000026 на обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Каменском городском округе Свердловской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 156 633,80 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе:

12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — приложение дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2571).

На основании п. 9 приложения дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2571, для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляются требования к наличию у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно п. 3 (а) постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, в том числе, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В соответствии со структурированной формой извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является «обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Каменском городском округе Свердловской области».

Довод жалобы заявителя сводится к обязательности применения дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренных п. 9 приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2571, с учетом специфики закупаемых заказчиком работ.

По мнению представителей заказчика, оснований применения к участникам закупки вышеназванных требований не имеется. Обустройство отдельно стоящего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – площадка ТКО) не относится к комплексному благоустройству территории, так как не включает в себя обустройство объектов благоустройства, предусмотренных п. 1.6 решения Думы Каменского городского округа от 25.10.2018 № 281 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «Каменский городской округ» (далее – Правила благоустройства Каменского ГО).

Дополнительно представители заказчика пояснили, что все площадки ТКО обустраиваются однотипно включают в себя следующие виды работ: подготовку основания, установку ж/б плиты, установку ограждения из профлиста с 3-х сторон, установку разделительной перегородки для отсека под КГО. Перечисленные виды работ нельзя отнести ни к строительству некапитальных строений (сооружений), ни к благоустройству территории, то есть комплексным мероприятиям, так как они относятся только к одному объекту (месту).

Заслушав пояснения представителей заказчика, изучив представленные на рассмотрение документы, изучив оспариваемый довод жалобы, Комиссия находит основания к его удовлетворению.

Согласно ч.ч. 36, 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ), благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

К таким элементам, в соответствии с п. 1.5 Приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр, относятся в том числе:

- покрытия объектов благоустройства (в том числе резиновое, синтетическое, песчаное, грунтовое, гравийное, деревянное, тротуарная плитка, асфальтобетонное, асфальтовое, щебеночное, газон, искусственный газон, экоплитки, газонные решетки), направляющие дорожные устройства, стационарные искусственные неровности, стационарные шумовые полосы, вертикальная и горизонтальная разметки, рельеф и элементы организации рельефа, иные неотделимые улучшения объектов благоустройства;

- ограждения, ограждающие устройства, ограждающие элементы, придорожные экраны;

- уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование (в том числе урны, люки смотровых колодцев, подъемные платформы) и др.

Пунктом 1.4. Приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1042/пр установлено следующее: в соответствии с пунктом 3.12 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 972/пр, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству. В правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, например:

- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание площадок ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения площадок ТКО и ведение реестра площадок ТКО.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 ФЗ № 89, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места площадки ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Правила обустройства площадок ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства площадок ТКО).

В соответствии с п. 3. Правил обустройства площадок ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1.4 Правил благоустройства Каменского ГО, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Каменского городского округа, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Пунктом 1.6 Правил благоустройства Каменского ГО определено, что объекты благоустройства территории Каменского ГО - это территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:

- детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;

- площадки для выгула собак;

- площадки автостоянок;

- улицы и дороги;

- парки, скверы, иные зеленые зоны;

- площади, набережные и другие территории;

- технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;

- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 1.7 Правил благоустройства Каменского ГО).

Правила благоустройства Каменского ГО также содержат определение следующим терминам:

- Нестационарные объекты - не являющиеся объектами капитального строительства сараи, металлические гаражи, контейнеры, ограждения, нестационарные торговые объекты (включая торговые павильоны, киоски), низкотемпературные прилавки, палатки, конструкции, механизмы, строительные материалы и иные объекты, не относящиеся к недвижимости в соответствии с федеральным законом.

- Контейнерная площадка - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Улично-коммунальное оборудование, согласно п. 7.5.1.1 Правил благоустройства Каменского ГО, представлено различными видами мусоросборников - контейнеров и урн. При этом, сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры различного вида и объема, определяемые исходя из наличия машин и механизмов, обеспечивающих удаление отходов. Предпочтительно использовать контейнеры закрытого способа хранения. Конкретное количество и объем контейнеров определяется расчетами генеральной схемы санитарной очистки территории, принятой Администрацией Каменского городского округа, с глубокой проработкой деталей технологического процесса (п.7.5.1.3).

Таким образом, из вышеприведенного следует, что площадки ТКО являются объектом благоустройства территории, в то время как улично-коммунальное оборудование (контейнеры), ограждения и покрытие площадок ТКО – элементами благоустройства. Следовательно, заказчиком закупаются работы по благоустройству территории, на выполнение которых к участникам закупки предъявляются требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно – наличие у участника опыта выполнения работ, предусмотренных п. 9 приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2571.

При этом, закупая выполнение вышеназванных работ, заказчиком в структурированной форме извещения о проведении закупки установлены следующие требования к участникам закупки:

1. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

2. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, неприменение заказчиком требований к участникам закупки, установленных ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, является нарушением ч.ч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и образует признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В связи с изложенным и руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА: 

1. Жалобу ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича признать обоснованной.

2. В действиях заказчика в лице Администрации муниципального образования «Каменский городской округ» выявлено нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. В действиях уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.

4. Заказчику в лице Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», закупочной комиссии, оператору электронной торговой площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Обязать заказчика / уполномоченный орган обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение электронного аукциона по закупке № 0862300040423000026 в единой информационной системе, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

*

Члены Комиссии

*

*

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти