Смогут ли заказчики по 223-ФЗ предотвратить увеличение кассовых разрывов?

Адаптация экономики и законодательства к новым условиям продолжается. Одним из ключевых изменений в сфере государственных и окологосударственных закупок стало сокращение регламентированных сроков оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг для всех категорий поставщиков, исполнителей, подрядчиков в рамках т.н "третьего пакета мер поддержки" (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ "О внесении изменений...ВВЕДЕНИЕ

Адаптация экономики и законодательства к новым условиям продолжается. Одним из ключевых изменений в сфере государственных и окологосударственных закупок стало сокращение регламентированных сроков оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг для всех категорий поставщиков, исполнителей, подрядчиков в рамках т.н "третьего пакета мер поддержки" (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Для заказчиков, чья закупочная деятельность регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке), такой срок по общему правилу с 16.04.2022 составляет не более 7 рабочих дней с даты приемки. Ранее такие преференции предоставлялись только субъектам малого и среднего предпринимательства.

Законодатель предусмотрел для заказчиков возможность самостоятельного установления специальных сроков окончательной оплаты в положении о закупке (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 Закона о закупке); воспользоваться ей можно уже сейчас, не дожидаясь истечения срока на приведение положения о закупке в соответствие с апрельскими изменениями. Для этого достаточно определить конкретный перечень товаров, работ, услуг и для каждой позиции по специальной номенклатуре установить конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения.

Избранная заказчиком формулировка достаточно ясна, у большинства заказчиков не должно возникнуть трудностей с корректным оформлением такого перечня, за исключением разве что внутренних организационных вопросов. Однако если в случае с регламентированным сроком окончательной оплаты (в т.ч. для субъектов малого и среднего предпринимательства) у заказчиков, участников и победителей закупки, правоприменителя (ФАС России и суды) разночтений быть не может ввиду предельной понятности формулировки и простоты контроля, то в случае со сроками, установленными заказчиками самостоятельно, такие разночтения, наверняка, возникнут, даже в такое исключительно непростое для страны время.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКОВ ОПЛАТЫ

Прежде всего, стоит обратить внимание на необходимость указания "конкретных сроков". В отсутствие специальных норм и с учетом ч. 1 ст. 2 Закона о закупках такие сроки должны определяться по правилам главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Особое внимание заказчикам следует обратить на положения абз. 2 ст. 190 ГК РФ, согласно которой срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Не секрет, что Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России, антимонопольный орган) традиционно придерживается позиции о том, что признаками неизбежности не обладают события, которые зависят исключительно от воли и действий заказчика, а тем более третьих лиц (см., к примеру, Решение Пермского УФАС России от 11.06.2021 № 059/10/18.1-638/2021). Такая позиция может неблагоприятно сказаться на кооперации при исполнении крупных государственных контрактов, для которой, особенно в сфере государственного оборонного заказа, традиционно присуща привязка в сроках оплаты к финансированию из бюджета. В таких условиях исчисление сроков окончательной оплаты с момента получения денежных средств от государственного заказчика может стать весьма рискованным предприятием.

В положении о закупке заказчикам рекомендуется устанавливать конкретные сроки, исчисляемые в днях, неделях, месяцах с момента приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, иной порядок определения срока окончательной оплаты следует применять в исключительных случаях.

ПРЕДЕЛЫ УСМОТРЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ

Многие государственные контракт заключены до апрельских изменений, и ранее намеченные планы по использованию полученных авансов уже неоднократно скорректированы не только ввиду сокращения регламентированных сроков оплаты, но и конъюнктуры рыночных цен и проблематики импортозамещения. 

В этом ключе возможность выровнять финансовое положение, в том числе с учетом ввиду предстоящих специальных экономических мер, за счет более выгодных для заказчика сроков оплаты может иметь существенное значение для поддержки крупнейших заказчиков по Закону о закупках и сокращения кассовых разрывов. С другой стороны, поставщики, исполнители, подрядчики тоже не могут "ждать у моря погоды" и кредитовать заказчика (и кредитоваться самим) в ожидании окончательного расчета по исполненному договору. Поиск баланса просто необходим, ведь злоупотребления могут возникнуть как с одной, так и с другой стороны.

Презумпция соответствия положения о закупке закону может быть эффективно опровергнута, не исключено значительное количество споров относительно законности установления заказчиком тех или иных сроков оплаты по отдельным номенклатурным позициям. И коль скоро первое слово закон оставил за заказчиками, представляется уместным предложить им ряд рекомендаций, которые позволят убедить правоприменителя в наличии объективных причин установления тех или иных сроков оплаты.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Порядок авансирования по договору с заказчиком и отсутствие свободных оборотных средств вряд ли сами по себе позволят обзавестись индульгенцией с учетом сложившихся подходов к распределению предпринимательских рисков. В случае проведения закупок во исполнение государственных контрактов заказчику стоит проанализировать необходимость и возможность использования механизма изменения существенных условий государственных контрактов, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 680, также принятого в рамках т.н. "третьего пакета мер поддержки". В частности, в пользу добросовестности заказчика будут свидетельствовать его действия по подготовке и направлению государственному заказчику соответствующих предложений о внесении изменений в государственный контракт.

В случае проведения закупок во исполнение договоров с частными заказчиками направление аналогичного обращения также не будет излишним, при этом в отсутствие иного обоснования следует внимательно изучить ранее составленные планы движения денежных средств по проекту и устанавливать разумные сроки в привязке к графику финансирования.

2. С учетом ранее действовавшего регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок ряд исключений для регламентированных сроков оплаты устанавливался для закупок в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1034). Указанные обстоятельства в силу специфики правового регулирования, критического значения для государства, а также экстренного и непредвидимого характера могут являться дополнительным обоснованием установления сроков оплаты, отличных от регламентированных.

Вместе с тем, апрельские изменения требуют от заказчиков определения номенклатуры товаров, работ, услуг, для которых применяются специальные сроки оплат, а не оснований проведения закупки. В связи с чем заказчикам потребуется провети определенную аналитическую работу по увязке подобных закупочных ситуаций с конкретными товарами, работами, услугами.

3. Для сложного технологического оборудования заказчики часто структурируют условия оплаты таким образом, что окончательная оплата, в том числе за поставленный товар, осуществляется после его монтажа, наладки и получения удовлетворительных результатов испытаний. Представляется, что такой подход (с поправкой на случаи заключения договора с субъектами малого и среднего предпринимательства) к управлению рисками может стать достаточным обоснованием установления специального срока оплаты.

4. Для случаев возникновения споров с участниками закупок рекомендуется проанализировать ранее полученные коммерческие предложения таких участников и указанные в них сроки оплаты. Риски оспаривания действий заказчика могут быть снижены, если удастся продемонстрировать правоприменителю, что участник закупки полагал приемлемыми сопоставимые условия оплаты. Вероятно, при использовании такого довода следует иметь в виду, что участник закупки также обратится к ранее проведенным заказчиком закупкам и продемонстрирует сроки оплаты, применявшиеся заказчиком до апрельских изменений.

5. Особое внимание следует обратить на случаи применения единых положений о закупке группой заказчиков. Так включение в единое положение о закупке общего для всех перечня товаров, работ, услуг и сроков их оплаты может быть не всегда оправданным, особенно в случае, когда заказчики, входящие в состав группы, ведут различную экономическую деятельность.

Будем сохранять оптимистичный настрой и надеяться, что в сложившейся ситуации заказчики будут взвешено устанавливать специальные сроки для окончательного расчета, а правоприменители (антимонопольный орган, суды) будут гармонично подходить к оценке правомерности действий заказчика в каждом конкретном случае.

Источник: Zakon.ru

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти