Законопроект № 623906-6 был внесен в Государственную Думу Российской Федерации еще в октябре 2014 года и после принятия его в первом чтении по сей день находится в стадии «на рассмотрении».
Данным документом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 04.05.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части регламентации проведения процедур определения поставщиков, (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
На данный момент, речь не идет об исключении процедур, проводимых в привычном (бумажном) виде, а скорее о закреплении понятий и определений конкурентных процедур, проводимых в электронной форме, а также об установлении четкой последовательности действий заказчика и участника таких торгов.
В пояснительной записке указано, что данные процедуры (закупки в электронной форме) обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажном носителе.
Законопроектом предусмотрено установление механизма подачи заявок в электронной форме, состоящих из нескольких частей, с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, что должно обеспечить поэтапное рассмотрение заявок в целях повышения конфиденциальности участников.
Программно-аппаратные комплексы электронных торговых площадок должны будут автоматизированы для ряда следующих процедур по этапам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- автоматическое направление заказчику заявок (по частям) в установленные сроки и обеспечение открытия доступа к ним;
- формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения;
- рассылка в личные кабинеты участников закупки информации о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения всех заявок;
- проведение переторжки (процедуры улучшения ценового предложения);
- автоматическое ранжирование ценовых предложений;
- формирование итогового протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В пояснительной записке авторы проекта заостряют наше внимание, на том, что лишь два этапа при проведении электронных процедур закупки будут выполняться не «роботом», а непосредственно членами комиссий. Речь здесь идет об экспертной оценке предложений по качеству и оценке квалификации участника, с чем машина по объективным причинам едва ли может справиться. В результате проведения данных оценочных действий, членами комиссий самостоятельно будет проводиться ввод данных в программно-аппаратный комплекс электронных торговых площадок в личном кабинете заказчика.
Поскольку экспертная оценка предложений участников в части качества и квалификации является основным преимуществом конкурсов, которое позволяет определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагается сведения о ценовых предложениях участников раскрывать только в итоговом протоколе, который формируется площадкой автоматически, - это позволит минимизировать субъективный фактор, влияющий на оценку заявки.
Реализация данного законопроекта должна в значительной степени сократить временные и финансовые затраты всех участников закупок и, за счет возможности подачи заявок на участие в закупке средствами электронного документооборота, в любое удобное время и из любого региона РФ, новшества Закона о закупках позволят увеличить число потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также, можно отметить, что авторы документа уверены в том, что предлагаемые ими меры помогут повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, снизить коррупционные риски и минимизировать возможность сговора между участниками закупок.
Многие помнят, что неоднократно в полемике по поводу постепенного перевода всех закупок в электронную форму, поднимался вопрос о том, где будут проводиться торги – в единой информационной системе в сфере закупок или на всем известных электронных торговых площадках. Несомненно, использовать уже существующий функционал федеральных ЭТП будет гораздо проще, нежели создавать отдельный механизм в ЕИС, которая на данный момент так и не может похвастаться стабильностью и надежностью работы. Ввиду этого, законопроектом предлагается использовать для осуществления торгов в электронной форме именно средства уже существующих, одобренных и утвержденных законом ЭТП.
Новые определения
Исходя из текста Законопроекта, список понятий, установленных в статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнится новыми тремя определениями:
- электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме двухэтапный конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме;
- электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- оператор электронной площадки – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Пункт 4 части 1 статьи 4 Закона №44-ФЗ будет исключен. Напомним, что в данном положении закона указано, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 г. №1414, обеспечивает подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Уточним, что данная норма была в сущности не использовалась и была написана скорей всего на случай, при котором единая информационная система в сфере закупок являлась бы если и не единственной, то уж точно основной для закупок осуществляемых в соответствии с Законом №44-ФЗ в электронной форме. |
Примечательно, что в то же время из части 1 статьи 5 возможность подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок, не отменяется. При том, добавляется возможность подачи заявки на участие и окончательных предложений посредством функционала не только ЕИС, но электронной торговой площадки.
Так, часть первая статьи 5 Закона №44-ФЗ будет выглядеть следующим образом (дополненный текст выделен):
«1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы или электронной площадки в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом». |
Конкурентные способы закупки
Рассматриваемый нами законопроект устанавливает, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
- конкурсы (открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме (далее также – электронный конкурс), конкурс с ограниченным участием, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс, двухэтапный конкурс в электронной форме (далее также – электронный двухэтапный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион);
- запрос котировок, запрос котировок в электронной форме;
- запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.
Как мы можем видеть, законодатель не предполагает жесткого перехода на закупки исключительно в электронной форме, а всего лишь заложил основу для дальнейшего перехода на такие закупки.
Автор: Скульбан Георгий
©Информационный портал закупок