Бюджетным и автономным учреждениям для выполнения возложенных на них задач требуется парк хорошего оборудования, обеспечивающего бесперебойную работу. Но, к сожалению, финансовых ресурсов для обновления основных фондов не всегда достаточно. Порой средств, выделенных учредителем в рамках соглашения, заключенного в начале года, может не хватить на покупку крупного объекта: или потому, что цены существенно выросли, или же потому ,что учредитель изначально закладывал в условия соглашения возможность привлечения иных средств в качестве софинансирования покупки. Поэтому экономисту часто приходится изыскивать различные способы покрытия дефицита средств (Письмо ФФОМС от 15 июня 2022 г. № 00-10-26-5-06/6353).
Так, например, сфера здравоохранения регулярно сталкивается с необходимостью обновления основных фондов. Вполне вероятно, что требуемую единицу медоборудования можно будет использовать как при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, и включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, или не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, так и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой с использованием ряда уникальных методов лечения.
Конечно же, в этом случае у экономиста будет велик соблазн заплатить за такое оборудование как из средств субсидии по КФО 4, так и за счет ОМС по КФО 7. Однако, то, что кажется на первый взгляд логичным, не всегда может быть реализовано на практике ввиду нормативных ограничений.
По общему правилу, оборудование не может быть отражено в бухгалтерском учете по двум источникам финансирования одновременно, и в соответствии с прямой нормой, предусмотренной абз. 4 п. 174 Инструкции №183н, абз. 4 п. 146 Инструкции №174н учет такого оборудования отражается по коду финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
Вроде бы, с точки зрения субсидии по КФО 4 все в порядке. А как же тогда быть со средствами по КФО 7? Каков их правовой статус при таком раскладе? С одной стороны, это расход на покупку оборудования, но самостоятельного объекта основных средств при этом по КФО 7 не появляется...
Обратимся к правовым основам. Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются положениями Закона № 326-ФЗ. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 упомянутого закона медицинское учреждение обязано использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая, в свою очередь, в отдельных случаях может содержать ограничения по сумме расходов на единицу основного средства. Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона 326-ФЗ средства ОМС подлежат раздельному учету.
На этом основании такое софинансирование очевидно будет нарушением правил расходования средств ОМС. Именно такую позицию ФОМС представил в письме при ответе на вопрос медицинского учреждения о возможности подобного софинансирования при закупке оборудования.
Поэтому как бы не хотелось оптимизировать расходы, экономисту в этом случае все же безопаснее воспользоваться средствами от приносящей доход деятельности или запросить целевую субсидию.
Источник: Система ГАРАНТ
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15 июня 2022 г. N 00-10-26-5-06/6353 "Об отражении в бухгалтерском учете объекта основных средств, приобретаемого за счет нескольких источников финансирования"
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, рассмотрев обращение по вопросу отражения в бухгалтерском учете объекта основных средств, приобретаемого за счет нескольких источников финансирования, сообщает.
Осуществление методологического руководства по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм является согласно статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетным полномочием Министерства финансов Российской Федерации. В связи с чем Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вправе высказывать лишь только мнение по поставленным вопросам.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов для государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с пунктом 21 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, применяется код финансового обеспечения (деятельности): "7 - средства по обязательному медицинскому страхованию".
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Заместитель председателя
О.В. Царева