Подготовлено постановление правительства о Центре компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.

Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства «О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – оно опубликовано на портале для общественных обсуждений.  Напомним, Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ создан в соответствии с поручением президента РФ №...Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства «О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – оно опубликовано на портале для общественных обсуждений.

Напомним, Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ создан в соответствии с поручением президента РФ № Пр-1005 от 25 мая 2016 года.

На момент создания центра перед ним стояли организационные, методические, технологические задачи, а также аналитика и мониторинг в сфере импортозамещения, которые к настоящему времени должны быть уточнены. Проект постановления направлен на определение порядка взаимодействия государственных органов и Центра компетенций.

Функции Центра компетенций в соответствии с проектом постановления правительства

Проект постановления правительства предписывает Центру компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ исполнение следующих функций:

  • подготовка и представление в уполномоченные органы государственной власти предложений по реализации государственной политики импортозамещения в сфере ИКТ, выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере ИКТ, ‎и представление в указанные органы предложений по их устранению;
  • обеспечение методологической и экспертной поддержки органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, акционерных обществ с государственным участием, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ;
  • осуществление независимого мониторинга уровня использования российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием, а также мониторинга реализации принятых нормативными правовыми актами решений по переходу ‎на использование российских ИКТ в системе государственного управления ‎и в акционерных обществах с государственным участием;
  • подготовка предложений по разработке и реализации образовательных программ и проектов обучения государственных служащих и иных лиц, направленных на обучение использованию российских ИКТ;
  • проведение оценки в части вопросов импортозамещения в сфере ИКТ ‎в отношении проектов документов стратегического планирования, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, в том числе проектов государственных, федеральных целевых программ и проектов, предусматривающих разработку и применение программного обеспечения, средств вычислительной техники, систем обработки и хранения данных, телекоммуникационного оборудования и иных отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, ‎а также планов перехода на использование российских ИКТ ‎(за исключением документов, сведения о которых отнесены ‎к государственной тайне), формируемых государственными органами ‎и государственными внебюджетными фондами в соответствии ‎с законодательством Российской Федерации;
  • подготовка заключений, содержащих оценку обоснованности отказа органов государственной власти от закупки отечественного программного обеспечения, в том числе обоснования невозможности соблюдения запрета ‎на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
  • подготовка предложений по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ ‎в отношении документов и информационно-аналитических материалов, представляемых на рассмотрение в Центр компетенций органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, а также акционерными обществами с государственным участием;
  • анализ закупок ИКТ в целях обеспечения государственных ‎и муниципальных нужд и закупок ИКТ, проводимых в соответствии ‎с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц. Подготовка и представление ‎в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении указанных закупок законодательства Российской Федерации о закупках, законодательства, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) ‎в сфере ИКТ, происходящих из иностранных государств, а также законодательства, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
  • организация возможности тестирования отечественной продукции ‎и решений в сфере ИКТ в целях обеспечения проверки их функциональных возможностей, совместимости между собой и с различными аппаратными решениями;
  • обеспечение проведения независимой оценки и согласование планов осуществления мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, подготовленных акционерными обществами с государственным участием, включенными в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, в том числе подготовленных дочерними организациями, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50%.

Последняя функция, касающаяся участия Центра компетенций в согласовании планов импортзамещения в госкомпаниях, означает влияние Центра на сферу, охватывающую, по недавней оценке, 70% российского IT-рынка.

В соответствии с поручением президента проект постановления оговаривает, что решения Центра компетенций должны приниматься «исходя из принципа независимости …от субъектов предпринимательской деятельности в сфере ИКТ ‎и отраслевых органов государственной власти».

Проект постановления увязывает задачи Центра компетенций с программой «Цифровая экономика», в соответствии с которой Центр компетенций участвует в решении задачи «Обеспечить технологическую независимость и безопасность функционирования аппаратных средств и инфраструктуры обработки данных».

Теперь Центр компетенций в соответствии с проектом постановления также наделяется ролью Экспертной организации по импортозамещению, предусмотренной постановлением правительства от 28 августа 2017 года № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Финансовое обеспечение деятельности Центра компетенций ‎осуществляется за счёт собственных средств организации, имущественных взносов Российской Федерации, а также за счёт бюджетных ассигнований, решения о которых будут приниматься при формировании проекта федерального бюджета.

Источник: Экспертный центр Электронного государства

Текст проекта постановления Правительства Российской Федерации "О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно- коммуникационных технологий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ID проекта - 01/01/04-18/00080484) 

 

Проект

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

от «___» _____________ 2018 г. № _____ 

МОСКВА  

О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации  

В целях обеспечения поддержки российских производителей программного обеспечения, расширения применения российского программного обеспечения, а также повышения эффективности процессов импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) Правительство Российской Федерации постановляет: 

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 36, ст. 5450). 

2. Определить, что полномочиями (функциями) Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (далее – Центр компетенций) являются: 

подготовка и представление в уполномоченные органы государственной власти предложений по реализации государственной политики импортозамещения в сфере ИКТ, выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере ИКТ, и представление в указанные органы предложений по их устранению; 

обеспечение методологической и экспертной поддержки органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, акционерных обществ с государственным участием, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ; 

осуществление независимого мониторинга уровня использования российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием, а также мониторинга реализации принятых нормативными правовыми актами решений по переходу на использование российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием; 

подготовка предложений по разработке и реализации образовательных программ и проектов обучения государственных служащих и иных лиц, направленных на обучение использованию российских ИКТ; 

проведение оценки в части вопросов импортозамещения в сфере ИКТ в отношении проектов документов стратегического планирования, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, в том числе проектов государственных, федеральных целевых программ и проектов, предусматривающих разработку и применение программного обеспечения, средств вычислительной техники, систем обработки и хранения данных, телекоммуникационного оборудования и иных отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, а также планов перехода на использование российских ИКТ (за исключением документов, сведения о которых отнесены к государственной тайне), формируемых государственными органами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации; 

подготовка заключений, содержащих оценку обоснованности отказа органов государственной власти от закупки отечественного программного обеспечения, в том числе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств; 

подготовка предложений по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ в отношении документов и информационно-аналитических материалов, представляемых на рассмотрение в Центр компетенций органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, а также акционерными обществами с государственным участием; 

анализ закупок ИКТ в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок ИКТ, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц. Подготовка и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении указанных закупок законодательства Российской Федерации о закупках, законодательства, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) в сфере ИКТ, происходящих из иностранных государств, а также законодательства, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами; 

организация возможности тестирования отечественной продукции и решений в сфере ИКТ в целях обеспечения проверки их функциональных возможностей, совместимости между собой и с различными аппаратными решениями; 

обеспечение проведения независимой оценки и согласование планов осуществления мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, подготовленных акционерными обществами с государственным участием, включенными в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, в том числе подготовленных дочерними организациями, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50 процентов. 

3. Формирование решений Центром компетенций должно осуществляться исходя из принципа независимости принимаемых Центром компетенций решений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере ИКТ и отраслевых органов государственной власти. 

4. Установить, что порядок взаимодействия государственных органов и Центра компетенций при подготовке Центром компетенций решений, принимаемых в соответствии с указанными в пункте 2 настоящего постановления полномочиями, и учета таких решений определяется соглашениями о взаимодействии между государственными органами и Центром компетенций, если иное не определено законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с указанными в настоящем пункте соглашениями государственные органы: 

предоставляют Центру компетенций необходимые информационно-аналитические материалы и сведения; 

могут предоставлять доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах и в информационных системах государственных органов в порядке, определяемом соглашениями о взаимодействии, заключаемыми между государственными органами и Центром компетенций. 

5. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Центром компетенций представлять в Правительство Российской Федерации предложения по участию представителей Центра компетенций в рабочих органах правительственных комиссий, межведомственных и ведомственных рабочих координационных и экспертных органов, деятельность которых направлена на импортозамещение, а также предложения по участию представителей федеральных органов исполнительной власти в составе наблюдательного совета Центра компетенций. 

6. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением, при необходимости представив в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в акты Правительства Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение деятельности Центра компетенций по осуществлению его полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, осуществляется за счет собственных средств Центра компетенций, за счет имущественных взносов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

8. Рекомендовать: 

Центру компетенций ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации аналитический доклад о состоянии дел в области импортозамещения ИКТ в Российской Федерации; 

Счетной палате Российской Федерации при осуществлении возложенных на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации функций осуществлять взаимодействие с Центром компетенций по вопросам, связанным с использованием ИКТ в деятельности государственных органов власти, государственных внебюджетных фондов, государственных компаний, организациях и учреждениях; 

государственным корпорациям, Центральному банку Российской Федерации, акционерным обществам с государственным участием, включенным в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при формировании и реализации стратегий, концепций, программ, планов, предусматривающих мероприятия по внедрению и использованию ИКТ, осуществлять взаимодействие с Центром компетенций по вопросам внедрения и использования российских ИКТ в своей деятельности, в том числе по вопросам перехода на использование российского программного обеспечения.  

Председатель Правительства

 

Российской Федерации

Д. Медведев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ 

постановлением Правительства 

Российской Федерации 

от «  » _______2018 г. № ______ 

ИЗМЕНЕНИЯ, 

которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» 

1. В функциональной структуре системы управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной указанным постановлением: 

а) пункт 1 дополнить подпунктом «и» следующего содержания: 

«и) Автономная некоммерческая организация «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – Экспертная организация по импортозамещению); 

б) дополнить пунктом 10 следующего содержания: 

«10. Экспертная организация по импортозамещению: 

а) выполняет функции Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, определенные Правительством Российской Федерации; 

б) осуществляет оценку проектов планов мероприятий по реализации Программы, а также предложений по внесению изменений в указанные планы на предмет их соответствия или несоответствия государственной политике импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий; 

в) при необходимости, в том числе по результатам оценки проектов планов мероприятий и предложений по внесению изменений в указанные планы, подготавливает предложения по включению в указанные планы отдельных мероприятий по вопросам импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий;

г) участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы в части вопросов импортозамещения в сфере информационно- коммуникационных технологий.». 

2. Пункт 6 Правил разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденных указанным постановлением, изложить в следующей редакции: 

«6. Проектный офис осуществляет оценку проекта плана мероприятий на предмет соответствия параметрам Программы и методическим указаниям и формирует соответствующее заключение. 

Проектный офис направляет проекты планов мероприятий по реализации Программы, а также предложения по внесению изменений в указанные планы в автономную некоммерческую организацию «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» для проведения экспертной оценки предлагаемых мероприятий и решений на предмет их соответствия или несоответствия государственной политике импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий. Экспертная организация по импортозамещению рассматривает и осуществляет оценку проектов планов мероприятий, а также предложений по внесению изменений в указанные планы, по результатам которой направляет заключения в проектный офис. 

Проектный офис направляет для рассмотрения на заседании подкомиссии проект плана мероприятий и подготовленное заключение с учетом заключения Экспертной организации по импортозамещению.». 

______________________

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти