Минстрой предложил решение по развитию института типового проектирования в строительстве

Проект Федерального закона, вносящего изменения в Закон о контрактной системе размещен Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов под номером 01/05/06-20/00105518.  В сопроводительных документах к документу говорится, что он подготовлен во исполнение абзаца 3 подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента России от 29 марта 2019 года № Пр-555ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу создания на базе одного из подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации учреждений института....Проект Федерального закона, вносящего изменения в Закон о контрактной системе размещен Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов под номером 01/05/06-20/00105518.

В сопроводительных документах к документу говорится, что он подготовлен во исполнение абзаца 3 подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента России от 29 марта 2019 года № Пр-555ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу создания на базе одного из подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации учреждений института типового и экспериментального проектирования, в том числе для целей внедрения технологий информационного моделирования в строительстве.

В целях обеспечения обязательного использования экономически эффективных проектов повторного применения при создании объектов капитального строительства с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", которым закреплено понятие "проектная документация повторного использования" и определен круг лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования.

С учетом части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) в настоящее время подготовка проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственной компанией и корпорацией (далее – государственные заказчики), осуществляется с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (далее – ЭПД), соответствующей установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.

Введение института ЭПД призвано ускорить и удешевить процесс строительства объектов капитального строительства за счет возможности использования проектных решений, которые уже прошли оценку в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации и которые соответствуют "ценовому" критерию эффективности.

Однако динамика развития строительной отрасли и совершенствования на постоянной основе технических регламентов и сводов правил в строительстве зачастую не позволяют в неизменном виде повторно применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования.

Для решения обозначенной проблемы, в том числе для целей внедрения технологий информационного моделирования в строительстве, проектом Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" предложено развить институт типового проектирования.

Типовое проектное решение в соответствии с ГрК в редакции указанного проекта Федерального закона будет представлять собой проектную документацию объекта капитального строительства, конструкций, изделий и узлов, предназначенную для многократного применения при архитектурно-строительном проектировании объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.

В соответствии с указанным проектом Федерального закона получателями типовых проектных решений определены следующие лица (далее – государственные и муниципальные заказчики):

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием;

юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Право на получение типовых проектных решений государственными и муниципальными заказчиками предусмотрено на безвозмездной основе.

Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" предусматривается, что подготовка типовых проектных решений обеспечивается следующими лицами:

  • федеральные органы исполнительной власти (Минстрой России, Минтранс России, Минобороны России, иные федеральные органы исполнительной власти по решению Президента России или Правительства России);
  • подведомственные Минстрою России и Минтрансу России государственные бюджетные или автономные учреждения;
  • подведомственная Минобороны России организация — публично-правовая компания "Военно-строительная компания";
  • государственные корпорации.

Размещение этими лицами заказов на разработку типовых проектных решений будет осуществляться в соответствии с установленными законодательством процедурами конкурентных закупок.

В настоящее время федеральные министерства осуществляют закупки в соответствии с процедурами, определенными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

На автономные учреждения при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений (включая разработку проектной документации) в объекты государственной и муниципальной собственности, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Требования, предъявляемые к типовому проектному решению, которое будет многократно использоваться для строительства объектов во многих регионах страны с различными климатическими и сейсмическими условиями, в разных строительных технологиях и с ориентаций на местную промышленность строительных материалов, коренным образом отличаются от требований к индивидуальному проекту, по которому объект строится только один раз.

Деятельность по разработке типового проектного решения имеет специализированный характер и предусматривает, в том числе, анализ и обобщение лучших российских и зарубежных практик архитектурно-строительного проектирования, разработку передовых технических решений, позволяющих достичь оптимальных с точки зрения экономической эффективности и результативности функциональных, технических и экономических показателей его реализации.

К важнейшим вопросам, влияющим на качество типового проектирования относится отбор проектных организаций, располагающих необходимыми профессиональными кадрами и опытом проектирования в нужной области (объекты здравоохранения, объекты образования, объекты социального обслуживания населения и т.д.). В этом вопросе решающее место в закупочных процедурах должно отводиться стадии предквалификационного отбора подрядчиков, а ценовой вопрос не может иметь решающего значения для выбора подрядчика, тем более что стоимость проектных работ известна заказчику достаточно точно и больших различий по цене у участников конкурса быть не должно (демпинговые предложения не должны рассматриваться).

Действующие требования Закона № 44-ФЗ (пункт «а» подпункта 1 части 2 статьи 57) предполагают возможность осуществления закупки на выполнение проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования) с условием предквалификационного отбора путем проведения двухэтапного конкурса.

При этом двухэтапный конкурс согласно подпункту 2 части 2 статьи 57 Закона № 44-ФЗ может проводиться только в случае необходимости проведения обсуждения для уточнения характеристик объекта закупки. Кроме того, принимать участие во втором этапе двухэтапного конкурса могут все участники, участвовавшие в проведении его первого этапа, что снижает результативность процедуры предквалификации.

В этой связи на выполнение работ по подготовке типового проектного решения (внесения в него изменений) предлагается распространить действие статьи 56 «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» Закона № 44-ФЗ, позволяющей заказчику предъявить будущим подрядчикам (проектным организациям) дополнительные требования и осуществить на их основе предквалификационный отбор участников конкурса.

В виду того, что подготовка типового проектного решения является специализированным видом работ по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, представляется целесообразным распространить на типовое проектирование ряд особенностей, аналогичных особенностям, установленным Законом № 44-ФЗ для проектной документации.

Так, действующий пункт 19 части 1 статьи 93 предусматривает закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта на оказание услуг:

  • по осуществлению соответствующим автором авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства (например, в случае разработки проектной документации на основе архитектурного решения в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации");
  • по проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующим автором.

Аналогичную норму предлагается ввести для авторского контроля за подготовкой типовой проектной документации или внесением в нее изменений.

Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае привлечения проектной организации, разработавшей типовую проектную документацию, к выполнению работ по внесению в эту документацию изменений.

На основании вышеизложенного, для урегулирования указанных вопросов законопроектом предлагается внести в Закон № 44-ФЗ изменения в части дополнения Закона № 44-ФЗ нормами, распространяющими закупочные процедуры указанного закона на типовое проектирование.

В этой связи законопроектом вносятся изменения:

1) в статью 56 Закона № 44-ФЗ, позволяющие заказчикам типовых проектных решений проводить конкурсы с ограниченным участием;

2) в статьи 93, 110.1 и 110.2 Закона № 44-ФЗ, расширяющие их действие на процедуры по подготовке типовых проектных решений.

Обязательность осуществления предквалификационного отбора (с установлением единых дополнительных требований), а также установление случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для авторского контроля и надзора за подготовкой и типовых проектных решений и внесением в них изменений, обеспечат высокое качество исполнения и реализации типовых проектных решений.

 

Текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ПРОЕКТ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'' (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 89; № 11, ст. 1493; № 27, ст. 4247, 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 24, ст. 3475; № 31, ст. 4747, 4780; 2018, № 1, ст. 59, 87, 88, 90; № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6848; № 53, ст. 8428, 8444; 2019, № 18, ст. 2193, 2194, 2195; № 26, ст. 3317; № 52, ст. 7767; 2020, № 9, ст. 1119; № 14, ст. 2028, Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 56 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

''4) выполнения работ по подготовке типового проектного решения (внесения в него изменений).'';

2) часть 1 статьи 93 дополнить пунктами 191 – 192 следующего содержания:

''191) заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за подготовкой типового проектного решения (внесением в него изменений) соответствующими авторами;

192) заключение контракта на внесение изменений в типовое проектное решение с автором типового проектного решения;'';

3) в статье 1101:

а) в наименовании после слов ''объектов капитального строительства'' дополнить словами "и (или) разработка на его основе типовых проектных решений'';

б) в части 1:

абзац первый после слов ''объектов капитального строительства'' дополнить словами "и (или) разработка на его основе типовых проектных решений'';

в пункте 1 после слов ''объекта капитального строительства'' дополнить словами ''или типового проектного решения'';

в пункте 2 после слов ''объекта капитального строительства'' дополнить словами ''или типового проектного решения, разработанных'';

в) часть 2 изложить в следующей редакции:

''2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства не вправе требовать от заказчика проектной документации или типового проектного решения, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, предоставление ему права заключать контракт на разработку такой проектной документации или типового проектного решения без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).'';

4) в статье 1102:

а) в наименовании после слов ''инженерных изысканий'' дополнить словами "или подготовка типового проектного решения'';

б) в части 1 после слов ''инженерных изысканий'' дополнить словами "или подготовка типового проектного решения'';

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

''3. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий или подготовка типового проектного решения в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, или типовое проектное решение. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или типового проектного решения является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, или типовое проектное решениепризнаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или типового проектного решения.''. 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти