На данный момент в России существует 160 электронных площадок для госкомпаний, из них пять – для закупок государства. На каждой площадке есть свои отдельные условия, свой процесс аккредитации и, разумеется, разный интерфейс. Минэкономразвития предложило оставить только одну – сайт госзакупок.
Данный вопрос поднимался в среде специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок неоднократно, однако, как мы можем видеть это, не привело к «сдвижению с мертвой точки». В минэкономразвития настроены оставить одну площадку для госзакупок вместо нынешних пяти. Обсуждается также вопрос о переводе на сайт госзакупок и торгов госкомпаний. Какое решение примет правительство, пока неизвестно.
Замглавы министерства Евгений Елин дал комментарий: «Я провел совещание, на котором мы проанализировали, почему не были приняты поправки в законы о закупках (в ходе весенней сессии Госдумы), и сформулировали нашу твердую позицию: площадка должна быть одна. Для госзаказа точно, а может быть, туда войдут и торги госкомпаний».
По мнению Елина площадка может быть создана на базе единой информационной системы (ЕИС), другой вариант – новая площадка в общей собственности участников рынка (площадок и банков).
В понимании министерства, единая электронная площадка для торгов имеет ряд преимуществ:
- Целый ряд товаров (продуктов, канцтоваров и прочее) можно покупать, как в интернет-магазине
- Не надо объявлять конкурс, планировать закупки
- Поставщику проще и дешевле регистрироваться и отслеживать объявленные конкурсы
- Регулятору легче контролировать процесс
- Снижается риск утечки информации
- Работает принцип одного окна – подать заявку и жалобу, получить ответ можно через один личный кабинет.
Кроме этого министерство предлагает отделить расчеты от площадки госзакупок. Средства будут поступать в казначейство или банки. Такие меры позволят единой площадке зарабатывать за счет комиссии, взимаемой с заказчиков и поставщиков, тариф при том может регулироваться.По некоторым данным, в 2015 году совокупный объем государственного и муниципального заказа и закупок госкомпаний составил 29,5 трлн рублей или около 36% ВВП.
Ожидается, что добросовестные заказчики и поставщики едва ли ощутят на себе значительные изменения в процедуре госзакупок. Нарушителям же в свою очередь придется столкнуться с рядом трудностей. Например, при относительном многообразии площадок, за связи и деньги от некоторых площадок можно было получить важную информацию о торгах, что однозначно приводило к результатам противоречащим принципам добросовестной конкуренции участниками и эффективному расходованию средств заказчиками.
Однако, ФАС России, тем временем считает, что предложения Минэкономразвития о создании единственной электронной площадки на базе ЕИС взамен существующих коммерческих площадок не самой хорошей идеей, так как это приведет к повышенным расходам федерального бюджета, снижению устойчивости функционирования, а также негативно скажется на качестве самой системы госзакупок. В настоящее время функционирование тех пяти площадок, которые ныне задействованы, равно как и проведение закупок на них – бесплатно для государства и участников закупок. А вся информация обо всех закупках доступна без ограничений на сайте zakupki.gov.ru, а сами площадки находятся в условиях конкуренции, ввиду чего вынуждены регулярно улучшать качество своих услуг. Действия пользователей ЭТП учитываются и сохраняются в системе «Независимый регистратор», разработанной Минкомсвязью России для защиты законных прав и интересов в ФАС РФ.
Сейчас, на регулярную доработку и обслуживание существующего функционала ЕИС уже расходуются весьма солидные средства федерального бюджета, исчисляемые сотнями миллионов рублей в год, а расширение функционала потребует кратного повышения расходов. Тем временем, на некорректную работу существующего функционала и технические ошибки ЕИС не перестают поступать жалобы от пользователей системы, а в случае возникновения сбоев в работе единственной электронной площадки, работа государственных заказчиков будет попросту парализована.
По мнению ФАС России, должно развивать существующую модель электронных закупок, а не создавать новую нагроможденную систему, качество работы которой находится под большим вопросом. Также, Федеральная антимонопольная служба предлагает принять в ближайшее время законопроект о переводе всех закупок в электронную форму на базе коммерческих электронных площадок.