Органы прокуратуры совместно с иными уполномоченными органами продолжают реализацию комплекса мер по надзору за исполнением законодательства на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд.
За последние три года прокурорами вскрыто и пресечено около 400 тыс. нарушений практически на всех стадиях закупочной деятельности, в том числе при ее нормативном регулировании, организации и проведении торгов, заключении и исполнении контрактов, а также осуществлении контроля уполномоченными органами. Особое внимание обращено на исполнение законодательства при осуществлении закупок у единственного поставщика.
Вмешательство прокуроров потребовалось в связи с фактами неправомерного заключения контрактов без проведения торгов, существенным образом нарушающими конкурентные механизмы и принцип прозрачности контрактной системы. Такие случаи установлены в деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Вскрыты также неправомерные действия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К примеру, по постановлениям прокуроров в Республике Ингушетия и Магаданской области привлечены к административной ответственности соответственно министр культуры республики и глава местной администрации за заключение контрактов с единственным поставщиком без законных оснований. Подобные факты имели место во Владимирской, Ленинградской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе и других регионах.
Во многих случаях заказчики игнорируют обязанность обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (республики Калмыкия, Тыва, Воронежская, Псковская, Ярославская области и др.). По данному факту в Калининградской области внесены представления ряду руководителей учреждений здравоохранения, заключивших более 20 договоров на оказание услуг с единственным поставщиком при отсутствии такого отчета.
Зачастую для ухода от конкурентных процедур используются механизмы искусственного дробления заказов либо их заключения по мотиву наличия чрезвычайных ситуаций (в действительности к таковым не относящихся). Например, по представлению Надымского городского прокурора (Ямало- Ненецкий автономный округ) привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо местной администрации в связи с заключением в один день 8 договоров на устройство железобетонного ограждения общей стоимостью 800 тыс. руб. Арбитражным судом Челябинской области при рассмотрении требований прокурора о признании недействительными ряда муниципальных контрактов на строительство зданий дошкольных образовательных учреждений не установлено каких-либо непреодолимых обстоятельств, послуживших основанием для их заключения с единственным поставщиком (контракты признаны недействительными). Меры прокурорского реагирования по таким фактам приняты также в Мурманской, Псковской, Ярославской областях, Чукотском автономном округе и других регионах.
Вскрыты факты создания заказчиками наиболее благоприятных условий (лоббирования интересов) конкретным организациям, влекущие сокращение числа участников закупки, а также несоблюдения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов при наличии личной заинтересованности в ходе заключения государственных (муниципальных) контрактов с единственными поставщиками. Так, по результатам рассмотрения представления прокурора Вологодской области, внесенного в адрес губернатора, уволены в связи с утратой доверия должностные лица областного комитета градостроительства и архитектуры, которые систематически заключали договоры на разработку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки без проведения конкурсов с коммерческими организациями, где они и их родственники являлись руководителями, учредителями либо членами органа управления.
Вмешательство прокуроров по подобным нарушениям осуществлено также прокурорами в Республике Мордовия, Ивановской, Калужской, Оренбургской, Ярославской областях, ЗАТО Межгорье.
Мониторинг ситуации свидетельствует о том, что к числу основных рисков относятся завышение цен на приобретаемые товары (работы, услуги), а также оплата заказчиками фактически невыполненных либо некачественных работ, как правило, связанные с хищением бюджетных средств. По данным фактам возбуждены и расследуются уголовные дела в Республике Карелия, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Ленинградской, Тверской областях и других субъектах.
Пресечены также случаи несоответствия заключенных контрактов требованиям законодательства, неправомерного изменения их условий, непринятия мер к взысканию штрафов и неустоек, превышения установленного объема закупок у единственного поставщика, несоблюдения требований закона к информационному сопровождению контрактной системы, ненадлежащего осуществления контроля со стороны заказчиков и уполномоченных органов.
Всего в 2016 г. прокурорами выявлено 149,3 тыс. нарушений законодательства на рынке закупок, с целью пресечения которых внесено 33,8 тыс. представлений, принесено 6,7 тыс. протестов на незаконные правовые акты, в связи с прокурорским вмешательством к административной и дисциплинарной ответственности привлечено около 40 тыс. виновных лиц, по материалам проверок возбуждено 620 уголовных дел.
Работа прокуроров на данном направлении продолжается. Ход устранения выявленных нарушений находится на контроле.
Источник: Официальный сайт Генеральной прокуратуры