В последние месяцы мы неоднократно рассказывали в новостной ленте об особенностях казначейского сопровождения. Сегодня же мы хотим обратить внимание "всех причастных" на разъяснение Минфина России и Федерального казначейства, касающееся применения Федерального закона от 28 мая 2022 г. № 146-ФЗ "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 8 июля 2022 г. №№ 09-02-09/66304, 07-04-05/04-16919).
Специалисты финансового ведомства и казначейства считают возможным применять предусмотренные Федеральным законом № 146-ФЗ положения и при исполнении контрактов (договоров), заключенных до его вступления в силу. То есть до 28 мая 2022 года.
Изменения в части порядка оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, перечисления авансовых платежей за строительные материалы и оборудование включаются в условия:
- государственных (муниципальных) контрактов по соглашению сторон на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации. Наличие такого решения ТОФК не проверяется;
- контрактов (договоров) по соглашению сторон в соответствии с ГК РФ.
Если заказчики уже перечислили средства по таким контрактам (договорам) на лицевые счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то перечисление средств данным контрагентам на расчетные счета в кредитных организациях осуществляется:
- с лицевых счетов поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, аналогичном порядку, установленному Постановлением № 1182;
- с лицевых счетов заказчиков с учетом уже осуществленных перечислений.
Источник: Система ГАРАНТ
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 08.07.2022 № 09-02-09/66304 и № 07-04-05/04-16919 «О Федеральном законе от 28.05.2022 № 146-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.07.2022 № 1182»
Главные распорядители средств федерального бюджета
Финансовые органы субъектов Российской Федерации
Территориальные органы Федерального казначейства
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. № 1182 «О порядке перечисления в 2022 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях» (далее – Постановление № 1182), предусмотренного положениями Федерального закона от 28 мая 2022 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в статью 1661 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» (далее – Федеральный закон № 146-ФЗ), сообщают следующее.
Федеральным законом № 146-ФЗ установлены особенности перечисления в 2022 году средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства (далее – лицевой счет), на расчетные счета, открытые в кредитных организациях (без открытия лицевого счета в территориальных органах Федерального казначейства):
1) поставщикам по контрактам (договорам), в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) (далее соответственно – государственный (муниципальный) контракт, контракт учреждения, соглашение (договор), заключаемым в целях приобретения:
товаров – перечисление средств за поставленный товар осуществляется при представлении заказчиками по таким контрактам (договорам) в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров, установленных Порядком № 214н[1];
строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию, в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, контракта учреждения, соглашения (договора) на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства – перечисление в том числе авансовых платежей осуществляется за строительные материалы и (или) оборудование, включенные в перечень строительных материалов и оборудования (далее – Перечень).
В Перечень включаются наименования строительных материалов и оборудования в соответствии с проектной документацией по государственному (муниципальному) контракту, контракту учреждения, соглашению (договору).
Перечень утверждается:
в рамках государственного (муниципального) контракта, контракта учреждения – государственным (муниципальным) заказчиком, заказчиком по контракту учреждения соответственно;
в рамках соглашения (договора) - получателем субсидии (бюджетных инвестиций, взноса в уставный складочный капитал (вклада в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), получателем средств по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) соответственно (далее – получатель средств).
При этом, ответственность за соответствие наименований строительных материалов и оборудования, включенных в Перечень, проектной документации несет государственный (муниципальный) заказчик, заказчик по контракту учреждения, получатель средств, утвердивший Перечень.
Территориальные органы Федерального казначейства при перечислении средств на расчетные счета, открытые в кредитных организациях поставщикам строительных материалов и оборудования, обеспечивают проверку указанных в контрактах (договорах), заключаемых в целях приобретения строительных материалов и оборудования, наименований строительных материалов и оборудования только на наличие наименований в Перечне;
2) подрядчикам (исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в целях выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, - перечисление средств осуществляется при представлении заказчиками по таким контрактам (договорам) документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), определенных Порядком № 214н, а также реестра документов[2].
Реестр документов, если подрядчик (исполнитель) не привлекает для выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, формируется с указанием в соответствующих графах данных расчета суммы накладных расходов по контракту (договору) (приложение № 1 к Порядку № 210н[3], в части отражения наименования формы, даты ее формирования и суммы (без представления подрядчиком (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства указанного расчета накладных расходов).
Если подрядчик (исполнитель) привлекает для выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, то в реестре документов указываются реквизиты документов, подтверждающих возникновение обязательств подрядчика (исполнителя), установленных Порядком № 214н.
Федеральным законом № 146-ФЗ предусмотрена возможность установления аналогичных особенностей законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) в отношении средств, подлежащих казначейскому сопровождению, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство считают возможным применять предусмотренные Федеральным законом № 146-ФЗ положения, в том числе при исполнении контрактов (договоров), заключенных до вступления в силу Федерального закона № 146-ФЗ.
Соответствующие изменения (о порядке оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, перечислении авансовых платежей за строительные материалы и оборудование) подлежат включению в условия:
государственных (муниципальных) контрактов по соглашению сторон на основании части 651 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, наличие которого территориальными органами Федерального казначейства не проверяется;
контрактов (договоров) по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае если заказчиками по контрактам (договорам) ранее осуществлено перечисление средств на лицевые счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам (договорам), перечисление средств на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, осуществляется:
с лицевых счетов поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - в порядке аналогичном порядку, установленному Постановлением № 1182;
с лицевых счетов заказчиков по контрактам (договорам) – с учетом перечислений, ранее осуществленных на лицевые счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заместитель Министра финансов Руководитель
А.М. Лавров
Российской Федерации Федерального казначейства
Р.Е. Артюхин
исп. А.В. Пикарева
тел. (495) 983-38-88 (доб. 0982)
исп. Ю.Ю. Деева
тел. (495) 214-78-58 (ВТС 4858)
[1] Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 214н (далее – Порядок № 214н).
[2] Реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика (исполнителя) по контракту (договору), заключенному в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, предметом которого является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, произведенные в целях выполнения работ (оказания услуг), утвержден Постановлением № 1182.
[3] Порядок ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № 210н (далее – Порядок № 210н).