ВОПРОС: Администрации сельского поселения необходимо сдать лом металла, образовавшегося в результате списания пришедших в негодность основных средств. В рамках договора реализации лома металла бюджетные средства не расходуются. Необходимо ли проводить закупку в рамках Закона № 44-ФЗ?
ОТВЕТ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной ситуации положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к заключению договора о реализации лома не применяются.
Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) под закупкой в целях применения положений этого Закона понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Под контрактом же, как следует из пп. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 ст. 15 данного Закона.
Из вышеприведенных норм и норм ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в Законе № 44-ФЗ (параграфы 3, 4 и 7 главы 30, главы 34, 37, 38, 39 ГК РФ и прочее), следует, что под действие Закона № 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме, и оплачивает его, иными словами, осуществляет расходование средств (бюджетных или внебюджетных). К отношениям же по реализации имущества требования этого Закона не применяются.
Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике. В частности, в решении ВАС РФ от 25.04.2011 № ВАС-2237/11 подчеркивается, что одним из условий регулирования гражданско-правового договора нормами законодательства о государственных закупках является финансирование исполнения такого договора за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. И хотя указанное решение принято в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), схожесть отношений, регулируемых указанным законом и Законом № 44-ФЗ (ст. 1 Закона № 94-ФЗ, ст. 1 Закона № 44-ФЗ), позволяет говорить о том, что выводы, сделанные судом, применимы и к договорам, заключаемым субъектами этих отношений в настоящее время.
На это указывают и более поздние судебные постановления, принятые уже в период действия Закона № 44-ФЗ, согласно которым отсутствие расходов со стороны учреждения как стороны договора служит критерием, который не позволяет отнести его к договорам, заключаемым в порядке, предусмотренном указанным Законом (смотрите, например, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 № 06АП-2615/14).
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае учреждение заключает договор, по которому оно само будет являться получателем дохода, оно не обязано руководствоваться в своих действиях положениями Закона № 44-ФЗ. Другими словами, в рассматриваемом случае договор о реализации лома металла может быть заключен без проведения закупки, в общем порядке, с любым лицом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Источник: Система ГАРАНТ