Главная / Новости / Общие новости / ВАЖНО: с 01.09.2024 года для оформления независимых гарантий и заключения договоров (контрактов) в электронной форме представителям организаций необходима машиночитаемая доверенность
ВАЖНО: с 01.09.2024 года для оформления независимых гарантий и заключения договоров (контрактов) в электронной форме представителям организаций необходима машиночитаемая доверенность
Уважаемые Коллеги!
С 01 сентября 2024 года заработала в полном объёме (без каких-либо исключений) норма, предусмотренная пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ об электронной подписи).
Согласно этой норме в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, любой электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица в электронной форме посредством ее включения в электронный пакет документов (далее – машиночитаемая доверенность, МЧД).
В законе указано, что такая доверенность подписывается:
- либо квалифицированной подписью руководителя организации;
- либо квалифицированной подписью нотариуса, если она была нотариально удостоверена;
- либо квалифицированной подписью лица, которому выдана доверенность с правом передоверия. В случае передоверия также дополнительно представляется доверенность с таким полномочием, которая удостоверена квалифицированной подписью руководителя или квалифицированной подписью нотариуса.
Автор обращает внимание читателей на то, что в отличие от обычной бумажной доверенности, выданной в порядке передоверия, машиночитаемая доверенность в порядке передоверяя не обязательно должна быть заверена нотариусом.
В этом случае Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» допускает возможность удостоверения такой доверенности квалифицированной подписью руководителя юрлица либо квалифицированной подписью нотариуса.
Таким образом, при выдаче участнику закупки независимой гарантии в форме электронного документа при осуществлении закупок как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 223-ФЗ к ней должны прилагаться с 01.09.2024 г., если она не подписана самим руководителем банка:
1) либо машиночитаемая доверенность, выданная руководителем банка и подписанная квалифицированной подписью руководителя банка;
2) либо нотариально удостоверенная машиночитаемая доверенность, подписанная квалифицированной подписью нотариуса;
3) либо, если машиночитаемая доверенность выдана в порядке передоверия, то доверенность, удостоверенная квалифицированной подписью руководителя или нотариуса.
При этом в настоящее время для банков отсутствует обязательная информационная система, в которой кредитные организации формируют такие доверенности. Поэтому банки, как и другие юридические лица, могут использовать портал самообслуживания для юридических лиц для формирования и проверки машиночитаемых доверенностей (МЧД), запущенный ФНС России по адресу: https://m4d.nalog.gov.ru/emchd
Соответственно, заказчики как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и в рамках Закона № 223-ФЗ с 01.09.2024 года ОБЯЗАНЫ ТРЕБОВАТЬ от участников закупок, предоставивших гарантии в форме электронных документов, предоставления одного из трёх указанных вариантов машиночитаемой доверенности.
При этом, по мнению автора, необходимо помнить об исключениях, когда представитель организации может действовать без доверенности:
- во-первых, это может следовать из учредительных (уставных) документов и сведения о таких лицах отображаются в ЕГРЮЛ.
Например, большинству читателей неизвестно, что действующее гражданское законодательство – см. пункт 1 статьи 53 ГК РФ допускает возможность одновременного существования нескольких органов управления юридического лица, которые уполномочены действовать совместно или независимо друг от друга.
То есть у юрлица может быть несколько руководителей – директоров, гендиректоров, президентов и т.д.
Возьмем, к примеру, первое попавшееся на глаза подобное юридическое лицо с ИНН 3906404061.
Согласно данным ЕГРЮЛ помимо генерального директора от имени юридического лица самостоятельно уполномочен финансовый директор, который вправе действовать независимо от генерального директора:
- во-вторых, доверенность не требуется в тех случаях, когда законом или учредительными документами юрлица предусмотрено, что от его имени уполномочены действовать участники закупки (см. п. 2 ст. 53 ГК РФ). Например, это может быть в рамках заключенного корпоративного договора юрлица (см. ст. 67.2 ГК РФ).
Во избежание споров с участниками закупок автор рекомендует устанавливать это требование, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в качестве дополнительного условия к гарантии (с учётом указанных в законе исключений, когда оформление доверенности представителю не требуется), в том числе в типовых формах независимых гарантий, предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 и от 08.11.2013 № 1005.
Пояснение: установленные Правительством РФ типовые формы разрешают заказчикам требовать дополнительные условия, предусмотренные извещением (документацией) о закупке и проектом договора (контракта).
Аналогичная ситуация с необходимостью оформления машиночитаемых доверенностей с 01.09.2024 г. сложилась и для представителей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, когда договоры (контракты) в виде электронных документов подписываются не их руководителями, а уполномоченными лицами по доверенности.
При этом, если в рамках Закона № 44-ФЗ, Казначейство России решило данную проблему для поставщиков, в том числе при заключении и исполнении контрактов, предусмотрев формирование машиночитаемых доверенностей посредством функционала ЕИС (см. Приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2023 г. № 26н), то в рамках Закона № 223-ФЗ ничего подобного нет.
Поэтому поставщикам в рамках Закона № 223-ФЗ, как и сотрудникам банков, целесообразно пользоваться вышеупомянутым сервисом самообслуживания для юридических лиц для формирования и проверки МЧД от ФНС России ( https://m4d.nalog.gov.ru/emchd ).
P.S.: очевидно, что указанные изменения вызовут большое количество административных и судебных разбирательств, а также жалоб между заказчиками, уполномоченными органами (учреждениями), участниками закупок и банками. В связи с этим остаётся надеяться на то, что «регулятор» - Минфин России не ограничится написанием информационных писем на эту тему, а обратит внимание на эту проблему и внесёт необходимые изменения в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ в части отмены обязательности предоставления заказчиками МЧД при выдаче независимых гарантий в виде электронных документов, внесённых в Реестр независимых гарантий в рамках 44-ФЗ, ведущийся в ЕИС. А до этого момента всем нам придётся буквально исполнять требования пункта 2 части 1 статьи 17.2 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Здравствуйте. Работаю в муниципальном бюджетном учреждении. Есть контракт по 44-ФЗ по проведению техосмотр автотранспорта с выдачей диагностических карт. Одно из транспортных средств учреждения (автобус ПАЗ) недавно проходило техосмотр (стоимость 2218 руб), но не прошло. Выявили нарушения. Отправили на повторный техосмотр на 29.06.2023 (стоимость 1030 руб). Однако в контракте в спецификации касательно этого автобуса прописана только строка "Техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 2218 руб. Можно ли в спецификацию добавить строку "Повторный техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 1030 руб.? Хотелось бы избежать нарушение 44-ФЗ и штрафа. Заранее спасибо
Как применяются пп. 3, 3(1) Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в то случае, если на участие в электронном аукционе подана только ОДНА заявка, которая содержит в себе предложение на товар иностранного происхождения? Этот товар не входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н.
Уважаемые Коллеги!
С 01 сентября 2024 года заработала в полном объёме (без каких-либо исключений) норма, предусмотренная пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ об электронной подписи).
Согласно этой норме в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, любой электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица в электронной форме посредством ее включения в электронный пакет документов (далее – машиночитаемая доверенность, МЧД).
В законе указано, что такая доверенность подписывается:
- либо квалифицированной подписью руководителя организации;
- либо квалифицированной подписью нотариуса, если она была нотариально удостоверена;
- либо квалифицированной подписью лица, которому выдана доверенность с правом передоверия. В случае передоверия также дополнительно представляется доверенность с таким полномочием, которая удостоверена квалифицированной подписью руководителя или квалифицированной подписью нотариуса.
Автор обращает внимание читателей на то, что в отличие от обычной бумажной доверенности, выданной в порядке передоверия, машиночитаемая доверенность в порядке передоверяя не обязательно должна быть заверена нотариусом.
В этом случае Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» допускает возможность удостоверения такой доверенности квалифицированной подписью руководителя юрлица либо квалифицированной подписью нотариуса.
Таким образом, при выдаче участнику закупки независимой гарантии в форме электронного документа при осуществлении закупок как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 223-ФЗ к ней должны прилагаться с 01.09.2024 г., если она не подписана самим руководителем банка:
1) либо машиночитаемая доверенность, выданная руководителем банка и подписанная квалифицированной подписью руководителя банка;
2) либо нотариально удостоверенная машиночитаемая доверенность, подписанная квалифицированной подписью нотариуса;
3) либо, если машиночитаемая доверенность выдана в порядке передоверия, то доверенность, удостоверенная квалифицированной подписью руководителя или нотариуса.
При этом в настоящее время для банков отсутствует обязательная информационная система, в которой кредитные организации формируют такие доверенности. Поэтому банки, как и другие юридические лица, могут использовать портал самообслуживания для юридических лиц для формирования и проверки машиночитаемых доверенностей (МЧД), запущенный ФНС России по адресу: https://m4d.nalog.gov.ru/emchd
Соответственно, заказчики как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и в рамках Закона № 223-ФЗ с 01.09.2024 года ОБЯЗАНЫ ТРЕБОВАТЬ от участников закупок, предоставивших гарантии в форме электронных документов, предоставления одного из трёх указанных вариантов машиночитаемой доверенности.
При этом ЭТО НЕ БЛАЖЬ ЗАКАЗЧИКОВ, А ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА ЗАКОНА, заработавшая в полном объёме 01.09.2024 года. См, например, материал: УФАС: отсутствие машиночитаемой доверенности – основание для отказа в приёме банковской гарантии ПАО "Сбербанк России"
При этом, по мнению автора, необходимо помнить об исключениях, когда представитель организации может действовать без доверенности:
- во-первых, это может следовать из учредительных (уставных) документов и сведения о таких лицах отображаются в ЕГРЮЛ.
Например, большинству читателей неизвестно, что действующее гражданское законодательство – см. пункт 1 статьи 53 ГК РФ допускает возможность одновременного существования нескольких органов управления юридического лица, которые уполномочены действовать совместно или независимо друг от друга.
То есть у юрлица может быть несколько руководителей – директоров, гендиректоров, президентов и т.д.
Возьмем, к примеру, первое попавшееся на глаза подобное юридическое лицо с ИНН 3906404061.
Согласно данным ЕГРЮЛ помимо генерального директора от имени юридического лица самостоятельно уполномочен финансовый директор, который вправе действовать независимо от генерального директора:
- во-вторых, доверенность не требуется в тех случаях, когда законом или учредительными документами юрлица предусмотрено, что от его имени уполномочены действовать участники закупки (см. п. 2 ст. 53 ГК РФ). Например, это может быть в рамках заключенного корпоративного договора юрлица (см. ст. 67.2 ГК РФ).
Во избежание споров с участниками закупок автор рекомендует устанавливать это требование, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в качестве дополнительного условия к гарантии (с учётом указанных в законе исключений, когда оформление доверенности представителю не требуется), в том числе в типовых формах независимых гарантий, предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 и от 08.11.2013 № 1005.
Пояснение: установленные Правительством РФ типовые формы разрешают заказчикам требовать дополнительные условия, предусмотренные извещением (документацией) о закупке и проектом договора (контракта).
Аналогичная ситуация с необходимостью оформления машиночитаемых доверенностей с 01.09.2024 г. сложилась и для представителей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, когда договоры (контракты) в виде электронных документов подписываются не их руководителями, а уполномоченными лицами по доверенности.
При этом, если в рамках Закона № 44-ФЗ, Казначейство России решило данную проблему для поставщиков, в том числе при заключении и исполнении контрактов, предусмотрев формирование машиночитаемых доверенностей посредством функционала ЕИС (см. Приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2023 г. № 26н), то в рамках Закона № 223-ФЗ ничего подобного нет.
Поэтому поставщикам в рамках Закона № 223-ФЗ, как и сотрудникам банков, целесообразно пользоваться вышеупомянутым сервисом самообслуживания для юридических лиц для формирования и проверки МЧД от ФНС России ( https://m4d.nalog.gov.ru/emchd ).
P.S.: очевидно, что указанные изменения вызовут большое количество административных и судебных разбирательств, а также жалоб между заказчиками, уполномоченными органами (учреждениями), участниками закупок и банками. В связи с этим остаётся надеяться на то, что «регулятор» - Минфин России не ограничится написанием информационных писем на эту тему, а обратит внимание на эту проблему и внесёт необходимые изменения в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ в части отмены обязательности предоставления заказчиками МЧД при выдаче независимых гарантий в виде электронных документов, внесённых в Реестр независимых гарантий в рамках 44-ФЗ, ведущийся в ЕИС. А до этого момента всем нам придётся буквально исполнять требования пункта 2 части 1 статьи 17.2 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
***
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок