Свежий обзор закупочного законодательства с 16.12.2024 по 22.12.2024
В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
6.Антикризисные меры в госзакупках: что изменится в 2025 года
Госдума одобрила продление ряда антикризисных мер в сфере государственных закупок, которые сохранят гибкость и упростят процессы для заказчиков в 2025 году. Среди ключевых изменений: сохранение закупок “под ключ”, продление возможности корректировать контракты и дополнительные условия для неконкурентных процедур.
3.Минфин разъяснил порядок действий при необходимости осуществления закупок до конца 2024 года, если заказчик сообщил о превышении плана-графика над доведёнными лимитами бюджетных обязательств
Документ: Письмо Минфина России от 05.12.2024 № 02-11-08/122935
4.Общества, для которых Президентом РФ установлен особый порядок совершения отдельных видов сделок, смогут проводить закрытые электронные процедуры закупок и в следующем году
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/12-24/00153045
1.Уважительные причины уклонения от договора по Закону № 223-ФЗ: примеры из практики 2023–2024 годов
Контрольные органы в ряде случаев отказывались включать участников, уклонившихся от подписания договора по Закону № 223-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Причины для таких решений были разнообразны. Например, уважительными обстоятельствами признавались поломка электронной подписи или серьезная ошибка в цене контракта. Рассмотрим подробнее эти и другие случаи.
1.Могут ли бюджетные учреждения использовать ПП РФ № 680 для изменения существенных условий контрактов в контексте положений статьи 3 Закона № 44-ФЗ?
Вправе ли бюджетные учреждения (учитывая содержание понятий «заказчик», «государственный заказчик», «муниципальный заказчик», «государственный контракт, муниципальный контракт» и «контракт», приведенные в статье 3 Закона № 44-ФЗ) использовать в качестве основания для изменения существенных условий контрактов ПП РФ № 680?
Здравствуйте. Работаю в муниципальном бюджетном учреждении. Есть контракт по 44-ФЗ по проведению техосмотр автотранспорта с выдачей диагностических карт. Одно из транспортных средств учреждения (автобус ПАЗ) недавно проходило техосмотр (стоимость 2218 руб), но не прошло. Выявили нарушения. Отправили на повторный техосмотр на 29.06.2023 (стоимость 1030 руб). Однако в контракте в спецификации касательно этого автобуса прописана только строка "Техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 2218 руб. Можно ли в спецификацию добавить строку "Повторный техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 1030 руб.? Хотелось бы избежать нарушение 44-ФЗ и штрафа. Заранее спасибо
Как применяются пп. 3, 3(1) Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в то случае, если на участие в электронном аукционе подана только ОДНА заявка, которая содержит в себе предложение на товар иностранного происхождения? Этот товар не входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Опубликован закон об ужесточении ответственности за антиконкурентные соглашения
Введён новый состав уголовно наказуемого нарушения.
Документ: Федеральный закон от 13.12.2024 № 467-ФЗ
https://gkgz.ru/opublikovan-zakon-ob-uzhestochenii-otvetstvennosti-za-antikonkurentnye-soglasheniya/
2.Казначейское сопровождение: что изменится в 2025 году?
Документ: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 419-ФЗ
https://gkgz.ru/kaznachejskoe-soprovozhdenie-chto-izmenitsya-v-2025-godu/
3.Госдума приняла закон: Новый КоАП в сфере административной ответственности за нарушения в закупках
Документ: Законопроект № 594965-8
https://gkgz.ru/gosduma-prinyala-zakon-novyj-koap-v-sfere-administrativnoj-otvetstvennosti-za-narusheniya-v-zakupkah/
4.Масштабные изменения в Законе № 44-ФЗ: основные нововведения
Документ: Законопроект № 667365-8
https://gkgz.ru/masshtabnye-izmeneniya-v-zakone-44-fz-osnovnye-novovvedeniya/
5.Установлен порядок подготовки поправок в Постановление № 719
Документ: Приказ Минпромторга России от 30.09.2024 № 4484
https://gkgz.ru/ustanovlen-poryadok-podgotovki-popravok-v-postanovlenie-719/
6.Антикризисные меры в госзакупках: что изменится в 2025 года
Госдума одобрила продление ряда антикризисных мер в сфере государственных закупок, которые сохранят гибкость и упростят процессы для заказчиков в 2025 году. Среди ключевых изменений: сохранение закупок “под ключ”, продление возможности корректировать контракты и дополнительные условия для неконкурентных процедур.
Документ: Законопроект № 722148-8
https://gkgz.ru/antikrizisnye-mery-v-goszakupkah-chto-izmenitsya-v-2025-goda/
7.Изменена формулировка срока действия порядка расчёта НМЦК по строительным контрактам «под ключ»
Документ: Приказ Минстроя России от 12.12.2024 № 856/пр
https://gkgz.ru/izmenena-formulirovka-sroka-dejstviya-poryadka-raschyota-nmtsk-po-stroitelnym-kontraktam-pod-klyuch/
8.Утвержден новый порядок формирования сведений для включения в реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну
Документ: Приказ Федерального казначейства от 25.11.2024 № 17н
https://gkgz.ru/utverzhden-novyj-poryadok-formirovaniya-svedenij-dlya-vklyucheniya-v-reestr-kontraktov-soderzhashhego-svedeniya-sostavlyayushhie-gosudarstvennuyu-tajnu/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин разъяснил реализацию нацрежима в закупках по Закону № 223-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 10 декабря 2024 года № 24-07-08/124512
https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-realizatsiyu-natsrezhima-v-zakupkah-po-zakonu-223-fz/
2.Новые разъяснения ФАС России по закупкам жилых помещений
Документ: Письмо ФАС России от 13 декабря 2024 года № МШ/115170/24
https://gkgz.ru/novye-razyasneniya-fas-rossii-po-zakupkam-zhilyh-pomeshhenij/
3.Минфин разъяснил порядок действий при необходимости осуществления закупок до конца 2024 года, если заказчик сообщил о превышении плана-графика над доведёнными лимитами бюджетных обязательств
Документ: Письмо Минфина России от 05.12.2024 № 02-11-08/122935
https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-poryadok-dejstvij-pri-neobhodimosti-osushhestvleniya-zakupok-do-kontsa-2024-goda-esli-zakazchik-soobshhil-o-prevyshenii-plana-grafika-nad-dovedyonnymi-limitami-byudzhetnyh-obyazatelst/
4.Общества, для которых Президентом РФ установлен особый порядок совершения отдельных видов сделок, смогут проводить закрытые электронные процедуры закупок и в следующем году
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/12-24/00153045
https://gkgz.ru/obshhestva-dlya-kotoryh-prezidentom-rf-ustanovlen-osobyj-poryadok-soversheniya-otdelnyh-vidov-sdelok-smogut-provodit-zakrytye-elektronnye-protsedury-zakupok-i-v-sleduyushhem-godu/
5.Перечень оснований для закупки у единственного поставщика хотят расширить
Документ: Законопроект ID проекта 01/05/12-24/00153349
https://gkgz.ru/perechen-osnovanij-dlya-zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika-hotyat-rasshirit/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Уважительные причины уклонения от договора по Закону № 223-ФЗ: примеры из практики 2023–2024 годов
Контрольные органы в ряде случаев отказывались включать участников, уклонившихся от подписания договора по Закону № 223-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Причины для таких решений были разнообразны. Например, уважительными обстоятельствами признавались поломка электронной подписи или серьезная ошибка в цене контракта. Рассмотрим подробнее эти и другие случаи.
https://gkgz.ru/uvazhitelnye-prichiny-ukloneniya-ot-dogovora-po-zakonu-223-fz-primery-iz-praktiki-2023-2024-godov/
2.Поставщик не исполнил госконтракт из-за санкций: суд отказал во взыскании убытков по замещающей сделке
Документ: Постановление АС Московского округа от 05.12.2024 по делу № А40-260874/2023
https://gkgz.ru/postavshhik-ne-ispolnil-goskontrakt-iz-za-sanktsij-sud-otkazal-vo-vzyskanii-ubytkov-po-zameshhayushhej-sdelke/
3.Практика контрольных и судебных органов по «дроблению» закупок в рамках Закона №223-ФЗ
https://gkgz.ru/praktika-kontrolnyh-i-sudebnyh-organov-po-drobleniyu-zakupok-v-ramkah-zakona-223-fz/
4.Закупка товаров, работ или услуг, отсутствующих на рынке, является неправомерной
дело № А40-2203/24
https://gkgz.ru/zakupka-tovarov-rabot-ili-uslug-otsutstvuyushhih-na-rynke-yavlyaetsya-nepravomernoj/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Могут ли бюджетные учреждения использовать ПП РФ № 680 для изменения существенных условий контрактов в контексте положений статьи 3 Закона № 44-ФЗ?
Вправе ли бюджетные учреждения (учитывая содержание понятий «заказчик», «государственный заказчик», «муниципальный заказчик», «государственный контракт, муниципальный контракт» и «контракт», приведенные в статье 3 Закона № 44-ФЗ) использовать в качестве основания для изменения существенных условий контрактов ПП РФ № 680?
https://gkgz.ru/mogut-li-byudzhetnye-uchrezhdeniya-ispolzovat-pp-rf-680-dlya-izmeneniya-uslovij-kontraktov-v-kontekste-polozhenij-stati-3-zakona-44-fz/
2.Необходимо ли применять к «контрактам под ключ» требования ПП РФ от 15.05.2017 № 570 с учетом положений пункта 2 части 60 статьи 112 Закона № 44-ФЗ?
https://gkgz.ru/neobhodimo-li-primenyat-k-kontraktam-pod-klyuch-trebovaniya-pp-rf-ot-15-05-2017-570-s-uchetom-polozhenij-punkta-2-chasti-60-stati-112-zakona-44-fz/
Источник: ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Подробности: https://gkgz.ru/svezhij-obzor-zakupochnogo-zakonodatelstva-s-16-12-2024-po-22-12-2024/