Довольно интересное дело было рассмотрено Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.
Якутское УФАС России по результатам рассмотрения жалобы третьего лица вменило ООО «Аэропорт «Мирный» нарушение подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 №166 при осуществлении закупки на разработку и интеграцию автоматизированной системы управления производственно-технологическими процессами создаваемого объекта капитального строительства «Строительство аэропортового комплекса «Мирный".
По мнению, УФАС заказчик был обязан согласовать закупку иностранного программного обеспечения с уполномоченным органом, поскольку закупка программного обеспечения осуществлялась на принадлежащем заказчику значимом объекте критической инфраструктуры.
Арбитражный суд кассационной инстанции, признавая незаконным решение и предписание антимонопольного органа, согласился с позицией отменившего их 4-го арбитражного апелляционного суда в связи со следующим.
Как указали суды апелляционной и кассационной инстанции, из материалов дела не следует, что заявитель нарушил требования подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 №166, согласно которому в целях обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации с 31 марта 2022 г. заказчики (за исключением организаций с муниципальным участием), осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - заказчики), не могут осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - программное обеспечение), в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура), а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, введено требование об обязательности согласования с уполномоченным органом закупки в случае, если закупается иностранное программное обеспечение в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.
В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478 утверждены Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах (далее – Правила согласования).
При этом Правила согласования предусматривают необходимость согласования с уполномоченным федеральным органом власти только в случае закупки конкретного иностранного программного обеспечения.
Кроме того, предметом рассматриваемой закупки являлась разработка и интеграция автоматизированной системы управления производственно-технологическими процессами создаваемого объекта капитального строительства «Строительство аэропортового комплекса «Мирный», а не закупка готового иностранного программного продукта, в связи с чем суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для признания заказчика нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Скачать:
- постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.12.2023 г. по делу № А58-1616/2023
Источник: Информационный портал 223-expert
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок