Московское УФАС подвело итоги правоприменительной практики за 2024 год
6 марта 2025 года в Управлении ФАС по Москве состоялось публичное обсуждение итогов правоприменительной практики за 2024 год. Участники мероприятия рассмотрели вопросы применения законодательства в сфере госзакупок (44-ФЗ), закупок отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), антимонопольного регулирования (135-ФЗ), деятельности естественных монополий и законодательства о рекламе.
Контроль закупок по 223-ФЗ и иных обязательных торгов
В 2024 году Московским УФАС было рассмотрено по существу 1958 жалоб, что на 600 меньше, чем в 2023 году. Наиболее распространённые нарушения:
Установление организаторами торгов неправомерных требований к участникам.
Нарушение требований к описанию предмета закупки.
Необоснованное отклонение заявок участников.
Показательно, что судебная практика подтвердила законность большинства решений управления: лишь 1,5% решений были признаны судами незаконными.
Контроль государственных закупок по 44-ФЗ
В 2024 году количество жалоб, поступивших в Управление, снизилось примерно на 30% (с 4168 до 3578 жалоб). Основная причина снижения — изменение порядка подачи жалоб на электронные процедуры.
За год Московское УФАС провело 1 плановую и 879 внеплановых проверок, проверив 1678 процедур определения поставщика. В 432 случаях (25%) были выявлены нарушения.
Основные нарушения:
Описание объекта закупки;
Отбор участников и оценка заявок;
Применение национального режима;
Дополнительные требования 2571 ПП;
Порядок заключения контракта;
Размещение информации в ЕИС.
За 2024 год поступило 1608 уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком, в 99% случаев закупки были согласованы.
Также рассмотрено 6128 обращений о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков. В 43% случаев (2603 обращения) сведения не были включены в реестр.
Административная ответственность за нарушения на торгах
В 2024 году Управление вынесло 3179 постановлений об административных правонарушениях, что на 658 постановлений больше, чем в предыдущем году. Общая сумма штрафов составила 46,157 млн рублей, в том числе:
по нарушениям закона о контрактной системе — 38,147 млн руб.;
по закону о закупках (223-ФЗ) — 6,419 млн руб.;
по нарушениям антимонопольного законодательства при проведении обязательных торгов — 1,591 млн руб.
Контроль за антиконкурентными соглашениями
В 2024 году Московским УФАС были выявлены случаи сговоров в следующих сферах:
поставка медицинских изделий (3 дела);
поставка компьютерного оборудования (2 дела);
ремонт и обслуживание зданий госорганов (1 дело);
поставка инженерного оборудования (1 дело).
По итогам проверок 6 материалов направлено в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства в отношении 27 должностных лиц организаций и 8 индивидуальных предпринимателей.
Здравствуйте. Работаю в муниципальном бюджетном учреждении. Есть контракт по 44-ФЗ по проведению техосмотр автотранспорта с выдачей диагностических карт. Одно из транспортных средств учреждения (автобус ПАЗ) недавно проходило техосмотр (стоимость 2218 руб), но не прошло. Выявили нарушения. Отправили на повторный техосмотр на 29.06.2023 (стоимость 1030 руб). Однако в контракте в спецификации касательно этого автобуса прописана только строка "Техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 2218 руб. Можно ли в спецификацию добавить строку "Повторный техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 1030 руб.? Хотелось бы избежать нарушение 44-ФЗ и штрафа. Заранее спасибо
Как применяются пп. 3, 3(1) Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в то случае, если на участие в электронном аукционе подана только ОДНА заявка, которая содержит в себе предложение на товар иностранного происхождения? Этот товар не входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н.
Контроль закупок по 223-ФЗ и иных обязательных торгов
В 2024 году Московским УФАС было рассмотрено по существу 1958 жалоб, что на 600 меньше, чем в 2023 году. Наиболее распространённые нарушения:
Показательно, что судебная практика подтвердила законность большинства решений управления: лишь 1,5% решений были признаны судами незаконными.
Контроль государственных закупок по 44-ФЗ
В 2024 году количество жалоб, поступивших в Управление, снизилось примерно на 30% (с 4168 до 3578 жалоб). Основная причина снижения — изменение порядка подачи жалоб на электронные процедуры.
За год Московское УФАС провело 1 плановую и 879 внеплановых проверок, проверив 1678 процедур определения поставщика. В 432 случаях (25%) были выявлены нарушения.
Основные нарушения:
За 2024 год поступило 1608 уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком, в 99% случаев закупки были согласованы.
Также рассмотрено 6128 обращений о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков. В 43% случаев (2603 обращения) сведения не были включены в реестр.
Административная ответственность за нарушения на торгах
В 2024 году Управление вынесло 3179 постановлений об административных правонарушениях, что на 658 постановлений больше, чем в предыдущем году. Общая сумма штрафов составила 46,157 млн рублей, в том числе:
Контроль за антиконкурентными соглашениями
В 2024 году Московским УФАС были выявлены случаи сговоров в следующих сферах:
По итогам проверок 6 материалов направлено в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства в отношении 27 должностных лиц организаций и 8 индивидуальных предпринимателей.
Источник: ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Подробности: https://gkgz.ru/moskovskoe-ufas-podvelo-itogi-pravoprimenitelnoj-praktiki-za-2024-god/