Соответствующий проект федерального закона размещен на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации 11 сентября 2023 года.
В соответствии с пояснительной запиской к документу, проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - законопроект) предлагается установить запрет на закупку, аренду и лизинг иностранных легковых автомобилей в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, предлагается обязать Правительство РФ внести изменения в нормативно-правовые акты Правительства РФ, которыми определен запрет на допуск к государственным закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и установить, что закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей могут осуществляться только у производителей, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет менее 50 процентов. Таким образом, закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей будут осуществляться только у отечественных производителей (на сегодняшний день это АвтоВАЗ, "Москвич", ФГУП "НАМИ" (Aurus), ГАЗ, УАЗ, др.), а не у компаний, которые являются сборщиками иностранных автомобилей.
Также законопроектом предлагается обязать Правительство РФ ежегодно повышать показатели локализации производства легковых автомобилей для их допуска к государственным и муниципальным закупкам. Таким образом, отечественные компании, которые производят легковые автомобили, будут ежегодно увеличивать долю российских комплектующих в производстве отечественных легковых автомобилей.
президент России заявил, что государственные закупки автомобилей иностранного производства для чиновников не должны продолжаться, а государственные служащие должны ездить на машинах российского производства. Согласно социологическим опросам, 77% граждан России поддерживают инициативу президента России пересадить всех российских чиновников на отечественные автомобили.
В настоящее время государственные органы и бюджетные учреждения РФ продолжают закупать автомобили компаний производителей из недружественных стран даже после совершения в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественных действий со стороны правительств. и компаний этих стран. Текущее правовое регулирование государственных закупок отечественных легковых автомобилей уже ограничивает прямые закупки иностранных транспортных средств и обязывает государственных заказчиков покупать только «отечественные» автомобили. Однако под «отечественными» автомобилями понимается машина любого бренда и производителя, собранная в России. Более того, продолжается практика аренды или лизинга иностранных автомобилей на государственных закупках.
В условиях санкционного давления со стороны недружественных стран возрастает необходимость обеспечить технологическую независимость России. Поэтому законопроектом законопроект разработан в целях поддержки отечественной автомобильной промышленности и призван обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность национальных производителей автомобилей, а не сборщиков иностранных автомобилей.
Более того, при устойчивом росте спроса со стороны государственного и муниципального заказов на отечественные автомобили будет снижаться их стоимость и для граждан России благодаря эффекту масштаба. Поскольку спрос на отечественные автомобили будет устойчивый в долгосрочном периоде, то национальные производители смогут снижать цены благодаря снижению затрат на единицу продукции при укрупнении производства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №438663-8
Вносится депутатами
Государственной Думы:
Даванковым В.А.,
Леоновым О.Ю.
Проект №438663-8
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 1
Внести в статью 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 51; № 10, ст. 1418; № 27, ст. 3979, 4001; № 29, ст. 4342, 4346, 4353, 4375; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 15, ст. 2058, 2066; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 30; № 18, ст. 2660; № 24, ст. 3477; № 31, ст. 4747, 4760, 4816; 2018, № 1, ст. 59, 88, 90; № 18, ст. 2578; № 27, ст. 3957; № 32, ст. 5104; № 53, ст. 8428, 8438; 2019, № 18, ст. 2194, 2195; № 26, ст. 3317, 3318; № 52, ст. 7767, 7787; 2020, № 14, ст. 2028, 2037; № 17, ст. 2702) следующие изменения:
1) дополнить часть 3.1. следующего содержания:
«З.1. Нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, указанные в части 3 Настоящей статьи, должны содержать запрет на допуск следующих товаров, работ и услуг д целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд:
«а) автомобили легковые, если у производителя такого автомобиля доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет превышает 50 процентов (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение легкового автомобиля, если у производителя такого автомобиля доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет превышает 50 процентов (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
в) оказание услуг по аренде легковых автомобилей, если у производителя такого автомобиля доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет превышает 50 процентов (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза).»;
2) дополнить частью 3.2. следующего содержания:
«З.2. Правительство Российской Федерации ежегодно корректирует в сторону повышения показатели локализации производства легковых автомобилей в целях их допуска к государственным и муниципальным закупкам.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу спустя сто восемьдесят дней со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации